Министерство антимонопольного регулирования и торговли намерено разрешить монополистам устанавливать цены без согласования

МАРТ приходит в сентябре

Вот уже неделя, как в стране работает новое министерство — антимонопольного регулирования и торговли. В единую структуру объединили Минторг и Департамент ценовой политики Минэкономики с его региональными подразделениями. Название нового ведомства запомнить легко, его аббревиатура – МАРТ — совпадает с названием первого весеннего месяца. 

Все 228 человек, работающих в нем, готовы к решению задач, которые разделены на три блока и касаются госзакупок, нетарифного регулирования и регулирования потребительского рынка. Наболевшие вопросы есть в каждом из них, отмечает министр Владимир Колтович (на снимке). Взять, например, госзакупки, которые в денежном выражении сегодня составляют почти 10 млрд рублей, или более 11% ВВП. Суммы, согласитесь, впечатляющие. Но они могли бы быть поменьше: дело в том, что 90% закупок проводится из одного источника, считай, на неконкурентных условиях. Корень проблемы отчасти кроется в том, что далеко не все поставщики, что называется, в теме. Да и сами покупатели недостаточно грамотно подходят к проведению торгов. Объяснить, свести их, а заодно откорректировать законодательство – одна из задач нового министерства.

И если в случае с госзакупками у специалистов есть уже наработанная практика, то в случае с антимонопольными расследованиями, которыми, как ожидается, займется торгинспекция, опыта нет. Значит, предстоит многому научиться, в первую очередь у коллег из Федеральной антимонопольной службы России. Тем более что даже минувшие семь дней показали: знания эти лишними точно не будут.

— К нам поступило заявление о проблемах в межобластных поставках. Мы знаем, что такие случаи есть, хотя есть вопросы с доказательной базой. Но мы подготовили матрицу мониторинга и собираемся вместе с региональными службами проанализировать товарный рынок и провести расследование, — поделился планами министр. — Поступил также ряд жалоб на недобросовестную конкуренцию. Если говорить просто, я директор магазина, ко мне пришли четыре поставщика, с двумя я заключаю договор, по которому буду устанавливать только их холодильное оборудование и только их товары буду в нем держать. За это получаю скидку по цене, значит, могу установить большую торговую надбавку и заработать. Приходит человек — покупает то, что в холодильнике, что стоит на более видном месте. Все это элементы, которые влияют и на предоставление права выбора граждан.



МАРТу предстоит подумать над расследованием ценовых сговоров и уплаты бонусов за попадание на полки сетей. Последняя тема настолько тонкая, что неосторожные шаги могут привести к поднятию цен или уходу с рынка поставщиков. Министр подчеркнул: кроме знаний, под рукой у специалистов должно быть и актуальное антимонопольное законодательство, а также нормотворческая практика по нему. Так что предстоит обновить закон с учетом результатов обсуждений на общественно-консультативных советах, чтобы, например, иметь действенный контроль над долей торговых сетей в регионах. 

— У нас по результатам 2015 года в 45 территориальных единицах установлено превышение 20-процентной доли в розничном товарообороте у 7 субъектов. Для сравнения, в 2014 году, когда мы принялись за контроль, такие факты выявили в 28 регионах у 4 субъектов. По закону сделки, совершенные после превышения доли на рынке, считаются ничтожными. Но у нас нет пока судебной практики, хотя необходимо наводить порядок. 

А что все это время и в дальнейшем будет с ценами? Владимир Колтович напомнил: практически цены и тарифы в стране отпущены на свободу, и галопирующего роста инфляции не произошло. Наоборот, в последние месяцы она замедлялась, а в августе и вовсе показала отрицательные значения. Потому что торговля стала более гибкой, сговорчивой, ориентируется в первую очередь на платежеспособный спрос и на стоимость товаров в сопредельных регионах, считает министр. Он анонсировал: в ближайшее время, предположительно с января следующего года, МАРТ планирует отменить обязательное согласование цен субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

— Те, кто занимается поставкой товаров, сами будут устанавливать цены, это соответствует линии рыночного ценообразования. Мы будем заниматься только мониторингом, — пояснил Владимир Колтович. 

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter