«Март-контакт-2008»

Могилевские  устроители  театрального  фестиваля  не  боятся  числа  тринадцать — именно  столько  спектаклей  они  пригласили  на  свою  сцену

Могилевские  устроители  театрального  фестиваля  не  боятся  числа  тринадцать — именно  столько  спектаклей  они  пригласили  на  свою  сцену 

Замечено, что любой театральный спектакль обязательно найдет своего зрителя. Хотя мнения публики и авторитетных деятелей иногда категорически расходятся. В третий раз Могилевский театр открыл свои двери лучшим спектаклям для молодежи из семи стран. И в третий раз подтвердил простую истину: высококачественная работа одинаково интересна всем поколениям и представителям всех уровней образованности. 

Гости из Минска рвались на форум всеми правдами и неправдами, потому что знали: здесь всегда очень интересная программа, никаких чиновничьих ограничений и возможность пообщаться с интеллектуальной молодежью. Так и было. Наметилась и развивалась интрига рассорить старших и младших. Ничего не получилось. Ученики были достойны своих учителей, а воспитатели гордились своими воспитанниками. Подтверждением этому полностью совпадающие решения жюри международных экспертов и жюри молодежи. Спектакль из города Орла «Любовью не шутят» и пластическая акция белорусской академии искусств «Не танцы» признаны единодушно лучшими. 

Наиболее щедро были представлены Россия и Беларусь. Из Молдовы, Польши, Болгарии, Литвы приехали камерные спектакли. Два из них в жанре моно, то есть для одного исполнителя. Зато Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра ошеломил количеством участников. Да это и простительно: они привезли «Ромео и Джульетту». Поддержать земляков прибыл посол Украины в Беларуси. И, надо сказать, украинский спектакль вызвал на форуме самые резкие и разноречивые оценки. Возможно, потому, что Могилевский театр драмы стоит на правом берегу Днепра. Правые и левые хотели посмотреть в лицо друг другу, однако левые сыграли и, не дождавшись обсуждения, уехали. А правые остались выяснять, что это было, и громить за любовь на пустыре, набор клонов крестного отца сицилийской мафии и некрореализм. 

Последнего лично я не обнаружила, зато отметила для себя наличие неореализма 60-х годов прошлого века и простое желание необъяснимое сделать понятным. Веронцы – веселые бандиты — «оттягиваются» на берегу моря в курортный сезон. Матушка Джульетты курит сигареты и балуется водочкой. У бесчинствующего Тибальда с нею небольшой романчик. В знаменитой сцене у балкона выезжает двухуровневая кровать тюремного типа. Представители семейства Капулетти вяжут носки и кофты. Добрый брат Лоренцо, как оказалось, не собирался спасать молодых влюбленных, потому что лично присутствовал при смерти Джульетты. И так далее для узнаваемых реалий и всеобщего веселья. Но могилевская молодежь сочла это оскорблением и такого осовременивания Шекспира не приняла. Три года фестиваля выработали хороший вкус. 

Все спектакли были о любви, о том, как и чем завоевать любовь, и свелись к выводу: любовью не шутят. Театр из Орла «Свободное пространство» так изобретательно переосмыслил романтическое произведение француза Альфреда де Мюссе, что комедия, которая шла под непрерывный хохот зрительного зала, в финале превратилась в трагедию и подействовала как ушат воды. Хорошо известный в театральном мире режиссер Геннадий Тростянецкий всегда умеет не только напридумывать что-то похожее на детскую игру, но и подчеркнуть контрасты доверчивости и жестокости. Взрослые походя обманули ребенка, и он погиб.  Что может быть страшнее? 

Очень хочется написать подробно о талантливом спектакле минских студентов «Не танцы» и отметить успех педагога Лидии Монаковой, которая последовательно прививает своим воспитанникам умение овладеть новой для драматических актеров пластической эстетикой. Ее идеи по-своему осуществил молодой режиссер Евгений Корняг, которого уже сейчас можно назвать надеждой белорусского театрального искусства. Почти год во время спектакля «Не танцы» зал студенческого театра Академии искусств полон. Интерес молодежи не спадает, а увеличивается. 

Атмосфера фестиваля была истинно молодежной. Мастер-классы. Режиссерские дебюты. Ежедневный выход газеты «Вестник». Возможность написать на белой стене фойе фломастером мини-отзыв об увиденном. Один процитирую дословно: «Всем ветрам кричим мы в такт: обожаем «Март-контакт». Вот уж поистине не только человек творит культуру, но и культура творит человека. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter