От туркомплексов и агроусадеб до речных круизов и глэмпингов: что предлагает рынок туруслуг в сезоне-2024

Маршруты ярких впечатлений

Высокий сезон в туризме — на низком старте. Готова ли к росту спроса наша индустрия гостеприимства? Над чем еще предстоит поработать в этом году, чтобы привлечь и удержать внимание путешественников? Какие новые варианты, форматы и виды туризма могут появиться в Беларуси? Когда путешественники смогут получать актуальную информацию о достопримечательностях при посещении конкретных районов? Об этом и многом другом «Р» побеседовала с директором Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ириной Воронович.

Задел для хорошего старта есть

— Ирина Николаевна, какие ожидания у регулятора в сфере туризма от этого года? 

— Вполне логично предполагать, что наметившиеся в последнее время тренды на рост внутреннего и въездного туризма сохранятся. 2023-й сложился удачно — по всем направлениям есть рост. Так, экспорт туруслуг увеличился по сравнению с 2022 годом на 15,4 процента и составил 208,6 миллиона долларов. Чаще всего к нам приезжали туристы из России, Турции и Китая. При этом показатель экспорта по статье «Поездки» за 2023-й в Беларуси достиг отметки в 606,6 миллиона долларов, прибавив 32,5 процента к предыдущему году. А по данным Госпогранкомитета, иностранцы в 2023-м совершили 5,7 миллиона поездок в нашу страну, в 2022-м — 4,9 миллиона. 

На отдых за границу в 2023-м выехало чуть более полумиллиона туристов. Это на 44 процента больше, чем годом ранее. Тем не менее эти цифры далеки до пандемийных. Так, в 2019-м численность организованных туристов, выехавших из Беларуси, составила свыше 982,2 тысячи человек. Мы видим, что сказывается отложенный спрос. Плюс сегодня длительные перелеты уже не так пугают путешественников, как раньше. И они все чаще выбирают новые, отдаленные места даже для поездки с маленькими детьми. При этом сохранилась тенденция роста внутреннего туризма. Численность организованных туристов и экскурсантов — граждан Беларуси, отправленных по маршрутам тура в пределах республики, в прошлом году превысила 1,759 миллиона человек. Для сравнения: в 2022-м с помощью турфирм в путешествия и на экскурсии отправилось более 1,53 миллиона человек, в 2021-м — почти 1,188 миллиона. Глядя на увеличение численности туристов, посещающих наши достопримечательности, растут ряды экскурсоводов и гидов-переводчиков. Так, за прошлый год аттестовано 168 новых специалистов.


— На чем заостряете внимание?

— Мы отмечаем, что нужно подтягивать инфраструктуру. Речь, в частности, идет об увеличении гостиничного фонда. В 2023-м он состоял из 600 гостиниц и аналогичных средств размещения, 462 специализированных средств размещения. В рамках отраслевой Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2021—2025 годы в стране идет строительство, реконструкция и ремонт гостиниц. В 2023-м введено восемь таких объектов, в 2021—2022 годах — 31. Около полутора десятков запланировано ввести в 2024—2025 годах. Вне госпрограммы с привлечением средств инвесторов, а также за счет собственных средств исполнителей в 2023-м работы по строительству и реконструкции велись на 105 объектах. Из них возведен 21 и обновлено 36 объектов туристической инфраструктуры, на 28 объектах работы продолжаются. В частности, в прошлом году шло строительство гостинично-ресторанного комплекса «Свяцкі палац» в деревне Святск, гостиницы «Интенс» в Орше и спального корпуса спортивно-туристического комплекса «Озерки» в одноименной деревне Витебской области, модернизация турбазы в Несвиже Минской области. Открылся современный туркомплекс на берегу водохранилища «Дрозды» в Минске и другие. В 2024-м, например, предусматривается открытие гостинично-ресторанного комплекса «Беларусь» в Гродно, завершение строительства гостиничного комплекса в Жодино и другие.


Значительные средства выделяются и на развитие материально-технической базы наших здравниц. Благодаря этому конкурентоспособность белорусских лечебно-оздоровительных услуг сохраняется и укрепляется на внутреннем и внешнем туррынках. Без обновления, в том числе номерного фонда, соответствовать возрастающим запросам гостей будет сложнее. Не забываем и о внедрении туристической ориентирующей информации. В частности, в прошлом году в регионах и Минске установлено 1450 знаков турнавигации, обновлено — 585. А общее количество установленных на республиканских трассах информационных и навигационных дорожных знаков составляет уже 951. В 2024-м мероприятия в этой части продолжаются. 


В Год качества уделим особое внимание вопросам уровня предоставляемых услуг в отрасли. В частности, сертификации гостиниц и аналогичных средств размещения. Сейчас эта процедура добровольная, но туристам важно понимать, на какой уровень сервиса они могут рассчитывать, заселяясь в то или иное место. При выборе туркомпании путешественники зачастую смотрят и на наличие у фирмы подтверждения сертификации. Потому тоже со своей стороны напомним об этом турорганизациям. Кроме того, запланирован ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности нашего национального турпродукта. 

Прицениться к формату и местности

— В турсообществе говорят о необходимости возрождения речного туризма и развитии глэмпингов — каково ваше мнение по этому поводу? Смогут ли эти варианты отдыха существенно разнообразить досуг туристов?

— Что касается речного туризма, то в стране с 2017-го открыт маршрут по белорусскому Полесью — по рекам Муховец, Пина и Припять. А также по Днепровско-Бугскому каналу — это образец классических речных круизов. По сути, инфраструктура для развития круизных туров в стране создана. Потенциал видится либо в развитии других водных путей для путешествий по Беларуси, либо в увеличении трафика по Днепровско-Бугскому каналу. Вопрос, стоящий внимания, потому что такие варианты времяпрепровождения наверняка разнообразят досуг и соотечественников, и иностранцев. Да и спрос, несмотря на немалую стоимость тура, держится на стабильно высоком уровне. А значит, есть зона для роста в направлении. 


По второй части вопроса отвечу так: заметили, что образ современного потребителя гостиничных услуг постепенно претерпевает изменения. Так, предпочтения и требования туристов, ориентированных на активный отдых — походы, катание на лыжах, сноуборде, рыбалку, охоту, усложняются. Многим уже недостаточно просто переночевать где-то: нужен комфорт, как в отеле, на лоне нетронутой природы. Кемпинг под эти стандарты уже не подходит — такие условия предоставляет глэмпинг. Потому владельцы турплощадок стремятся создать уникальное предложение для потенциальных туристов, располагая жилые объекты в живописных местах, привнося необычные дизайнерские решения во внутренний и внешний вид жилья, внедряя необычные и уникальные услуги. Примечательно, что такой вид размещения позволяет сформировать состоятельную клиентскую базу туристов без строительства гостиничных комплексов пятизвездочного уровня и соответствующей инфраструктуры. Так что есть все предпосылки к тому, что глэмпинг будет формировать как новый вид отдыха для внутреннего туризма, так и создавать условия для развития бизнеса в туристической сфере. А при должной поддержке со стороны государства, считаю, этот вид туризма может стать прорывным для развития внутреннего турпотока.

— К существующим вариантам прицениться туристы смогут во время так называемых дней открытых дверей — во время традиционной республиканской акции «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Когда запланирован ее старт? 

— Заявки для участия в акции принимаются по 31 мая. А само мероприятие пройдет в третий раз с 3 по 9 июня, в месяц историко-культурного туризма. Практика показывает, что в список объектов, которые готовы принять в течение недели туристов — бесплатно либо со значительными скидками, с предоставлением бонусов и дополнительных услуг, добавляются совершенно разные места. Это и музеи, и школьные музеи, и санатории, и агроусадьбы, и гостиницы, и даже религиозные сооружения... Они предлагают экскурсии, дегустации, демонстрируют свои возможности. Люди могут посетить несколько мест как раз в начале сезона, чтобы определиться насчет будущего отдыха, и сразу же, например, забронировать место.


Формат в этом году остается прежний. К слову, нас вдохновляют цифры, которые мы видим. Если в 2022-м в акции приняли участие около 25 тысяч человек, то уже в прошлом году это количество увеличилось в два раза, почти до 58,5 тысячи человек. Практически такая же ситуация наблюдается по числу объектов, участвующих в мероприятии: в начале прошлого лета их было свыше 920. Например, в Брестской области и Минске количество участников со стороны туриндустрии выросло втрое, в Витебской области, ставшей лидером по числу мест, открывших свои двери для туристов, — почти вдвое, в Могилевской — практически втрое, в Гродненской области — в 1,5 раза. Кстати, северный регион в 2023-м принял и самое большое количество гостей — более 25 тысяч. Мы это связываем с тем, что интерес к акции проявили не только белорусы, но и туристы из России, особенно из соседних областей. 

Что ни день, то праздник

— Набирает популярность среди туристов событийный календарь — расскажите, сколько вариантов отдыха он предлагает в этом году, какие основные направления? 

— Всего в 2024-м в списке значится свыше 150 мероприятий. Он открытый: появится новое яркое событие — готовы оперативно внести сведения о нем. Заметили, что календарь становится основой для маркетинговой медиаполитики Национального агентства по туризму. Через посты в социальных сетях, публикации на наших сайтах мы подсвечиваем мероприятия, чтобы заинтересовать людей. 

Уверена, белорусам и иностранцам будет интересно побывать на любом из предложенных мероприятий. Но есть в этом списке все же особые события, которые придутся по вкусу абсолютно каждому. Под номером один — Международный фестиваль искусств «Славянский базар», который в июле уже в 33-й раз состоится в Витебске. Ценителям оперы и балета рекомендуют посетить ежегодный фестиваль «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов». Нельзя пропустить и важнейшие мероприятия к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков — военно-историческую реконструкцию, которую на рассвете 22 июня покажут на Кобринском укреплении Брестской крепости, и праздники, что запланированы в столице на 3 июля. 


Безусловно, места для посещения стоит подбирать исключительно по своим интересам. Одним нравится гастрономический туризм, другим — историко-культурный... Так, активно развиваются события экологической тематики. Что из новинок? Многим известен экофестиваль «Журавы і журавіны», но похожий праздник клюквы проводится раз в два года на противоположном конце страны — на Ольманских болотах. Поэтому тот, кто уже был на Ельне в Миорском районе, может отправиться на Полесье в Столинский район. Мой коллега, директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов, настоятельно рекомендует посетить фестиваль «Вечера у Софьи Гольшанской». Он проходит в живописной местности, где находится одна из наших архитектурных жемчужин — Гольшанский замок. Его реставрация продолжается, делая фестиваль все более ярким.


Направлений на самом деле представлено много. В интерактивном виде календарь доступен на сайте belarus.travel. Там можно выбрать месяц, кликнуть на дату и узнать о планируемом мероприятии более подробно. Можно воспользоваться фильтром: указать область страны и дату. Еще одна возможность — скачать список с QR-кодами в формате pdf. Такой каталог станет подсказкой в путешествии. Кроме того, на том же сайте размещен маршрутизатор: забиваете несколько точек пути, и вам подскажут, какие достопримечательности будут в радиусе 30 километров от дороги, как к ним проехать. 

— Возможно, поступают предложения от недавно созданных туристических информационных центров? Кстати, сколько их уже действует? 

— Предложения в событийный календарь со стороны первых созданных уже есть. Знаете, сотрудники открывшихся туринфоцентров весьма увлеченные. Судим об этом и по их отчетам, и по тому, какой объем информации они готовят для продвижения своих районов на ресурсах Национального агентства по туризму, и по динамике общения в специально созданной группе в Telegram. Примерно два раза в месяц с руководителями ТИЦ проводим координационные онлайн-совещания, чтобы обсудить актуальные рабочие вопросы, обменяться опытом. При этом мы даем время на то, чтобы набрать обороты, оценить ситуацию, турпоток, «отряхнуть» старые предложения и сформировать новые привлекательные варианты времяпрепровождения, которые привлекут еще больше гостей в край. Ведь в числе основных задач ТИЦ — сбор и систематизация данных о развитии отрасли в каждом районе, продвижение турпотенциала своей малой родины. А также активное взаимодействие с регулятором, предоставление широкой информации о турвозможностях регионов и туруслугах. Нам это позволит держать руку на пульсе, понимать, как развивается ситуация на местах, чтобы оперативно реагировать на возникающие вызовы, видеть и прогнозировать, какую помощь необходимо оказать исходя из отзывов и получаемых сведений. По сути, ТИЦ должны выступать консолидатором работы всей сферы гостеприимства в районе. 


При этом сеть пока развивается. В планах на 2025-й — появление единой сети ТИЦ, благодаря которой путешественникам станет проще планировать свои поездки. А нам — адресно направлять ресурсы для более эффективного развития индустрии гостеприимства, подсказывать инвесторам перспективные проекты из имеющегося локального анализа. На сегодня в реестре состоит 21 туринфоцентр: в Минске, Глубоком, Орше, Полоцке, Поставах, горпоселке Большая Берестовица, Дятлово, Мостах, Новогрудке, Лиде, Ошмянах, Слониме, Сморгони, Свислочи, Щучине, Гомеле, Могилеве, Сенно, Миорах, Городке и Ушачах. Для сравнения: в начале текущего года было 17 ТИЦ. Вся информация о них, а также документы, регламентирующие их работу, есть на сайте Нацагентства по туризму. Причем регулярно нам на рассмотрение подают документы новые ТИЦ. 

Каждый месяц фокус меняется

— Для популяризации разных видов внутреннего туризма каждый месяц уделяется внимание одному из направлений. Каковы первые результаты такого подхода?

— Действительно, в 2024 году каждый месяц мы решили посвятить одному из видов туризма, чтобы сакцентировать больше внимания на каждом. Напомню, Минспорта установило их перечень, определения и классификационные признаки, а также форму единой классификации видов туризма в Беларуси. В марте проходил месяц промышленного туризма, в апреле — делового туризма, а в мае — агроэкотуризма. Участие активно принимают министерства, учреждения, которые занимаются этими направлениями. Информвстречи для популяризации определенных видов туризма проводят и ТИЦ. С учетом полученного опыта вносятся корректировки в планы мероприятий, которые утверждает регулятор совместно с ответственными. Так, при широкой поддержке в СМИ проводятся образовательные семинары, пресс-конференции, круглые столы, мастер-классы, профориентационные экскурсии для школьников, месячник открытых дверей на предприятиях и другое. Благодаря этому интерес к конкретным видам туризма и туробъектам повышается. Промышленный туризм, месяц которого состоялся, тому подтверждение. 


— Исходя из имеющихся наблюдений, как считаете, необходимо ли внесение изменений в классификацию видов туризма? 

— Это живой документ: если какое-то направление потеряет свою востребованность или, наоборот, «выстрелит», мы подкорректируем список, чтобы направить силы и ресурсы туда, где они больше всего нужны и дадут большую отдачу. Так, например, актуален вопрос о военно-патриотическом туризме как отдельном виде. Ведь с незапамятных времен Беларусь была ареной военных действий. В республике сохранились замки и храмы, державшие оборону, в честь знаменательных битв воздвигнуты памятники и стелы, в музеях страны собраны богатые коллекции военной истории. А организуемые многочисленные экскурсии позволяют посетить поля былых сражений, которые происходили в различные периоды на территории страны.


Последнее слово — за Советом по Единой классификации видов туризма в Беларуси при Минспорта. В состав совета входят как представители регулятора, других госорганов, включая местные исполкомы, так и субъектов туриндустрии и научной среды. Они оценивают развитие выделенных турнаправлений, поддерживают их актуальность. При этом одновременно рассматривают предложения о включении видов туризма в Единую классификацию и решают, есть ли для этого основания. 
606,6 миллиона долларов — такой отметки достиг показатель экспорта по статье «Поездки» за 2023-й в Беларуси, прибавив 32,5 процента к предыдущему году

Будет спрос — будет и предложение

— Ирина Николаевна, в прошлом году агротуризм пережил изменения: заработал Указ № 351, откорректировавший подходы в сфере. Хватит ли мощностей действующих усадеб, чтобы удовлетворить спрос со стороны туристов? 

— По данным на начало 2024-го, в стране осуществляют деятельность 1311 агроэкоусадеб. 213 из них — новые, появившиеся в прошлом году. Больше всего агроэкоусадеб в Минской области, меньше всего — в Гомельской. 


При этом 1098 агроэкоусадеб прекратили свою деятельность через уведомление райисполкомов либо на основании решений этих органов из-за их несоответствия санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и прочим обязательным требованиям. Ряд объектов выросли из агроэкотуризма в иное, смежное направление и работают уже в другой юридической форме, кто-то «перегорает» и уходит из дела, ведь оно требует постоянных вложений — финансовых, творческих, душевных. Те агроусадьбы, которые еще не прошли перерегистрацию, по-прежнему могут обратиться за получением решения. Разумеется, устранив ранее выявленные несоответствия специально созданными комиссиями, если такие были. Для нас очень важно, особенно в Год качества, чтобы те агроусадьбы, которые перерегистрировались согласно новым условиям, соответствовали тем первоначальным идеям, сохраняли традиции, которые зарождались еще в 2006-м. 


Полагаем, что количество агроэкоусадеб в текущем году будет возрастать, и это обеспечит потребности приезжающих туристов. Так, в 2023-м уже меньшими силами в глубинке приняли более 450 тысяч человек. 95,7 процента гостей были белорусы. Гостям агроэкоусадьбы оказали услуг на общую сумму 27,8 миллиона рублей, уплатив при этом налогов на 1,2 миллиона рублей. Мы же всегда настраиваем туристов на то, что лучше о своем отдыхе позаботиться заранее, ведь популярность времяпрепровождения в стране и со стороны соотечественников, и со стороны гостей растет. 



druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter