Маршруткин труд

Почему ни рейды, ни штрафы не могут остановить нелегальных международных перевозчиков

Лето — традиционно пора чемоданов, отпусков и пересечения границы. С каждым годом государственная транспортная сеть пытается усовершенствовать маршруты, повысить комфорт и разнообразие рейсов, чтобы удовлетворить все нужды желающих на время покинуть границы нашей родины. Гомель — отличная отправная точка для путешествий в Россию и Украину. И если в организации сообщения с последней у официальных перевозчиков почти непререкаемый авторитет, то очередь желающих отвезти на территорию восточной сосед-ки с годами не иссякает. Призывные шепотки «Клинцы! Злынка! Новозыбков! Брянск!» стали одним из самых привычных элементов гомельского автовокзала. Такие перевозчики берут с клиентов больше денег, гарантий безопасности не дают, попадаются на контрольных подсадках, подвергаются штрафам, но не уходят. Как ис-коренить нелегальный извоз, выясняла корреспондент «Р».

Клиентов нелегалы чаще всего ждут на ступеньках вокзала.

Ремень для виду

На 13-й платформе гомельского автовокзала многолюдно. Опаздывающего автобуса до Брянска через Новозыбков дожидаются несколько десятков человек. Часть путешественников держат в руках корзинки с пирожками и сумки с закатками — едут к родне, но большинство с чемоданами готовятся к недолгому пересадочному пути, который в итоге приведет их к долгожданному отпуску. Из Гомеля до российского Новозыбкова, к примеру, бывает в среднем семь рейсов в сутки. Автобусы неплохие, но до иностранных перевозчиков с их вакуумными туалетами и бесплатным чаем-кофе пока все же недотягивают. Однако спрос есть и на автобусы без излишнего комфорта: пара часов — и вы на месте. За скромные 6 рублей 9 копеек.

Конкуренты к автобусам не приближаются, все же надо соблюдать хоть какие-то приличия. Но с раннего утра со ступенек автовокзала начинают доноситься призывные крики:

— Злынка, Новозыбков, Брянск…

У дверей уже собралась шумная компания дам бальзаковского возраста, которые уговаривали седовласого мужчину ехать побыстрее. Водитель с ярким кавказским акцентом успокаивал пассажирок:

— Еще одын будет — и поедэм.

— А вы в Новозыбков? — бросаюсь я к нелегалу.

— 400 рублэй.

— А в белорусских можно?

— Ну-у, гдэ-то 13 давай. Вон идытэ к машине.

Под деревьями напротив входа проветривалась «ласточка» — видавшая виды иномарка с распахнутыми дверями. Гудящий рой из трех постоянных пассажирок и меня ринулся занимать места. При плотном графике официальных рейсов такая напористость удивила, пока попутчицы не объяснили: с билетами — трудно. Раньше, бывало, пожаловалась продавщица Татьяна, придешь за полчаса до автобуса — и езжай себе спокойно. А летом перед выходными билеты разбирают как горячие пирожки. Оказалось, что до конца этого дня уехать государственным транспортом невозможно. Да и назавтра места есть только на 12-часовой, а работа ждать не будет.

Нелегал подливает масла в огонь:

— Дэвочки, сегодня всэ таксысты по пять мынут стоялы: билэтов нэт, пассажиров набирали быстро! Я приэхал — наших никого нэт!

Водитель захлопнул дверь за последней пассажиркой. Вряд ли, правда, из соображений галантности: с внутренней стороны дверцы просто не было ручки. Вселенная решила сбалансировать: переднюю пассажирскую дверь тоже нельзя было открыть, правда снаружи. Но тут водитель удивил нас неожиданной заботой:

— Всэ пристэгнулись?..

Мы вчетвером послушно заерзали в поисках ремней, но тут горячий кавказец дал поблажку:

— Да нэ нада. Для виду накиньтэ. Пограничники придыраются.

В Гомель из Новозыбкова в день выполняется в среднем семь рейсов.

Что в имени твоем?..

От попутчиц я узнала еще один плюс таких поездок. Лето — пора отдыха, желающих уехать, к примеру, в Москву, к вожделенному самолету, который унесет их в теплые страны, довольно много. Международные железнодорожные перевозки — удовольствие дорогое. Но если брать билет на поезд из Новозыбкова, получается существенно дешевле. Для сравнения: прямой плацкартой из Гомеля до Белокаменной можно доехать за 90—100 белорусских рублей, билет из Новозыбкова до Москвы в таких же условиях — около 52 рублей. Даже с учетом дороги до российского города поездка принесет больше выгоды. Купе в прямом сообщении — 195—207 рублей, из Новозыбкова — 103. А нелегалы частенько подстраиваются под поезда, чтобы гарантировать себе пассажиропоток.

— Сэйчас на 18.31 многие едут. А в сэм с чем-то идет поезд до Адлера.

Да и потом, преодолеть путь из Гомеля до Новозыбкова на машине куда быстрее и менее утомительно, чем пережидать все остановки автобусов государственных перевозчиков. Водитель пообещал, что через час десять мы будем на месте. По ценам разбежки значительные. Мне неопытной о привычном тарифе на ушко полдороги шептала опытная Татьяна:

— Сегодня уломали на 13, а так он вообще за 15 хотел ехать, представляешь! Однажды моя знакомая ехала одна в машине, безвыходная ситуация была, спешила. Так ее за 350 тысяч «старыми» повезли!

Впрочем, о постоянных клиентах нелегалы даже заботятся. Одна из моих попутчиц с умилением вспомнила, как наш водитель однажды довез ее до следующей остановки автобуса, на который она опоздала. О вознаграждении рассказчица, однако, умолчала, зато посетовала:

— Раньше российские автобусы ходили, так можно было подсесть, даже если билетов не было. Отъедет от вокзала к киоску — и заходи! А с белорусскими сейчас не прокатывает. Не берут. Не положено, говорят…

— Эй, водитель, давайте потише поедем, аккуратно, не спешим мы, — нервничает моя соседка, так и не нашедшая, куда пристегнуть ремень.

Водитель за рулем поспешно кивнул седой головой. Но от Добруша до самой России скорость ниже 110 километров в час перевозчик считал чем-то недостойным гордого звания горца.

Переход условной российской границы занял от силы секунд тридцать. Кавказец приветственно улыбнулся людям в форме, блеснув золотом зубов, а пограничник сквозь стекло посмотрел на обложки российских и белорусских паспортов и махнул рукой.

— О, сегодня не придирались! — обрадовалась Татьяна. — В прошлый раз сумки смотрели, взбрело же им в голову!

— А не спрашивали, куда вы едете? Знакомы вы или нет? Знаем ли мы, как зовут водителя?

Собеседница только фыркнула в ответ на мою наивность, а машина снова пошла на «взлет». Пару машин мы обогнали по обочине так лихо, что я успела припомнить особенно яркие эпизоды своей жизни. Дребезжа и местами, кажется, жалуясь на жизнь, наша карета наконец добралась до Новозыбкова и затормозила возле автовокзала. Я посмотрела на время: доехали сказочно быстро, тут крыть нечем. Нашего перевозчика радушно поприветствовали местные коллеги: оказывается, горец за день успел сделать третий рейс, за каждый, по самым скромным прикидкам, получив не меньше 20 белорусских рублей чистой прибыли.

Я же получила гарантию брони переднего сиденья на обратную дорогу, если закончу свои дела в течение часа. Машину удалось заполнить и в гомельском направлении. На границе водитель высунулся из окна и весело прокричал:

— И снова здравствуйтэ!

Почему он который раз за день проезжает по одному и тому же маршруту, пограничник опять не поинтересовался, лишь приветливо кивнул ему в ответ.

Пассажиропоток летом внушительный.

Или без конфискации...

— Вы проехались с нарушителем пункта 1.1 статьи 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» КоАП, — объяснила начальник управления организации контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам по Гомельской области Виталия Клевцова. — Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации, специального разрешения (лицензии), когда это необходимо. Санкция: наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией полученного дохода, а также предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, то есть машины. Или без конфискации...

В ее словах мне слышится нотка легкого неудовольствия. Выбор наказания — прерогатива суда. Правда, в последнее время решений о конфискации машин все меньше и меньше. Физические лица, частная собственность, у некоторых и вовсе единственное имущество... Размеры присуждаемых штрафов впечатляют, но и они не останавливают.

— А вот угроза потери машины-кормилицы заставила бы задуматься серьезнее.

В прошлом году налоговые органы выявили около 100 нелегальных перевозчиков, с начала этого года уже 63. Но поймать за руку перевозчика налоговые органы могут только в Беларуси.

— Контрольные мероприятия на территории другого государства мы проводить не имеем права. Хотя, казалось бы, обмен информацией с налоговыми органами России у нас налажен идеально.

Привлекать к ответственности подобных нарушителей закона — не самое простое дело. Стоять возле вокзала никому не возбраняется, да и завуалированная реклама своих услуг ничего не доказывает. Ну, может, нравится людям вслух выкрикивать названия российских городов. В данном случае сработает только ловля на «живца». Виталия Клевцова не скрывает: подобные операции совсем не редкость:

— Нелегал всегда должен опасаться, что в его машине среди обычных пассажиров едет работник налоговых органов.

Билеты сейчас лучше покупать заранее.

Под прикрытием

На «контрольную закупку» меня приглашает инспекция по Железнодорожному району Гомеля. Сотрудник ведомства Николай, попросивший не называть его фамилию и должность, делится опытом:

— Мы постоянно отслеживаем тех, кто дежурит возле вокзала. Есть там и несколько россиян. Работают посменно: двое с утра, двое — в обед.

Помогают в организации операции и другие органы. Сотрудники ГАИ в нужный момент должны остановить уже отъехавшую с пассажирами машину. А напрашиваться в качестве клиентов будем мы с оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции ОВД администрации Советского района Александром Турцевичем. Легенду сочинили на ходу: мы с Сашей едем к его папе в Новозыбков, живут они на улице Чкалова, месторасположение которой мы на всякий случай нашли на карте. Получаю последние инструкции: включить диктофон, вести себя аккуратно, сесть с краю, когда машину остановят, выйти спокойно, но оперативно. Подробности специалисты опускают, но проговариваются, что в голову нелегалам может прийти все, что угодно. Нервничающий человек, уличенный в нарушении закона, может повести себя неадекватно — вплоть до попытки объехать препятствие и скрыться от преследования по тротуарам.

Николай наблюдает издалека, мы с моим временным мужем чинно и размеренно шествуем по крыльцу. Сзади раздается заветное:

— Новозыбков!

— Саша, тут везут вроде, — тяну я за руку напарника. — Мужчина, вы в Новозыбков едете? А сколько?

Спрос в субботу явно выше, и конкуренция заставляет сбросить цену.

— 10 рублей или 300 российскими. Но пока народу надо набрать.

— А до улицы Чкалова довезете?

Водитель растерянно посмотрел на Сашу.

— Да я в Новозыбкове не ориентируюсь. До автовокзала довезу. Идите пока в синий бус.

Кроме нас, в неухоженном салоне женщина средних лет. Сквозь мутное окошко следим за ярко-салатовой майкой нашего водителя. Он слоняется по крыльцу вокзала, периодически шепча в сторону прохожих заветные слова, но поток желающих приостановился. Через полчаса операция оказывается под угрозой срыва. Водитель подошел грустный: народ не набирался.

— Вас двоих вот тот человек может отвезти!

Человек передвигался на легковой «Тойоте» с российскими номерами.

— А сколько будет стоить? — обеспокоенно поинтересовался Саша, больше волнуясь, увидел ли передислокацию Николай. — Тоже 10 рублей?

Новый водитель утвердительно кивнул.

«Я цену не называл!»

В машине уже было двое знакомых водителя из Новозыбкова, которые возвращались домой. Саша наскоро перезвонил «папе»:

— Мы на другой машине, «Тойоте», выехали, будем через час.

Пост ГАИ ждал нас под Новобелицким мостом.

— И чего им, интересно, надо? — недовольно пробурчал наш перевозчик, но, увидев документы подоспевшего Николая и старшего лейтенанта Турцевича, тут же презрительно бросил в сторону нечаянных «пассажиров». — А-а-а, понятно.

Признаваться в нарушении белорусского законодательства российский пенсионер Игорь даже не думал:

— Ничего не знаю! — с места в карьер бросился он в атаку. — Цену им не называл, просто приятель попросил подвезти.

Николай скептически изогнул бровь: уж слишком хорошо «случайный» человек знал, что надо говорить в такой ситуации.

— Как часто в Гомеле бываете?

— Как денег накоплю. Пенсия-то у меня всего 6 тысяч.

— Когда сможете подъехать в инспекцию для рассмотрения дела?

— Во вторник.

Видно, в понедельник должна быть пенсия. Лейтенант Турцевич составил протокол, Николай объяснил нелегалу: на первый раз грозит предупреждение и уплата единого налога. Для Гомеля эта сумма составляет 130 рублей. Свидетели кивка на озвученную стоимость проезда имеются. Поныв для проформы про тяжелую судьбу российского пенсионера, Игорь постепенно смирился с потерей и совсем раздухарился:

— А че, и в газете про меня напишете? Надо будет почитать!

Лжепассажир Саша быстро переключается на составление протокола.

Всем выйти из сумрака

Помощь по выявлению нелегалов оказывает и автовокзал. Правда, по мере возможности. Дежурные периодически снимают машины, возле которых собираются охочие до быстрой поездки пассажиры. Данные передают в налоговую. Инженер-программист Анатолий Чернявский демонстрирует последний «улов»: в толстой стопке несколько снимков машин с номерами 32-го региона.

— Мы пишем, когда снято, стараемся зафиксировать, часто ли здесь появляется эта машина. Отправляем в налоговую.

Туда же при необходимости попадают и записи с видеокамер. Мы с Николаем пытаемся выяснить, как часто ошивается поблизости российский пенсионер Игорь, но наши мечты о славе Шерлока Холмса и мисс Марпл трещат по швам. Стоянка перед главным входом видеонаблюдением охвачена не полностью, возможно, наш нелегал удачно простоял в мертвой зоне. Да и качество камер не всегда позволяет четко рассмотреть номера...

Вот и получается, что ловить лучше всего за руку. Только на ежедневное патрулирование у налоговой инспекции при всем желании не хватит ресурсов. Директор филиала «Гомельский объединенный автовокзал» ОАО «Гомельоблавтотранс» Сергей Явных готов оказывать посильную помощь:

— Вы их как погоняете, с месяц бывает тихо. Но потом опять возвращаются.

Анатолий ЧЕРНЯВСКИЙ признает: камеры видят не все уголки вокзала.

Нелегалов специалисты ищут и на интернет-сервисе «Блаблакар». Некоторые умники там сразу выставляют ценник. В последнее время налоговые органы значительно усилили профилактическую работу, потому первая задача — предупредить. «Письмо счастья», отправленное начинающему нелегалу, проинформирует: возможно, вы пытаетесь вести противоправную деятельность. А дальше — предложение зарегистрироваться в качестве ИП или юрлица. Виталия Клевцова призывает нелегалов выходить из тени:

— Легализовать такую деятельность у нас довольно просто. Все устроено по заявительному принципу, достаточно обратиться в администрацию района. Я очень долго занимаюсь нелегальными перевозчиками, наслушалась всего: налоги высокие, бензин дорогой, машину нужно постоянно ремонтировать — мол, на все это и заработать невозможно. Я так скажу: зарабатывает тот, кто не ленится. Вы попробуйте позвонить в наше такси в снегопад или сильный ливень: приходится ждать по 30—40 минут. Значит, множество машин просто не вышли в рейс. Не хотят работать в сложных условиях. А другой выйдет и заработает.

Профилактическую работу ведут и с потенциальными пассажирами. Нет спроса — нет предложения. Выстроись налоговые инспекторы цепочкой поперек дороги, все равно в машину сумеет прошмыгнуть очередная жаждущая экстрима и быстрой поездки душа. Скорость и обилие рейсов пока значительно обыгрывают собственную и экономическую безопасность страны.

Переманить клиентов обратно в государственные автобусы — задача перевозчика. В ОАО «Гомельоблавтотранс», которое организует в том числе и рейсы до Новозыбкова, и рады бы вернуть народ, но как, пока точно не знают. Начальник отдела пассажирских перевозок Владимир Федоренко разводит руками:

— Нельзя сравнивать автобусы и легковые машины, регулярное движение и гибкий график. Это несопоставимо. Мы бы и рады пускать рейсы каждый час, но такое экономически невозможно. Впрочем, рассмотрим этот вопрос. Возможно, летом количество рейсов стоит увеличивать.

valchencko@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...