Маршрутки: все четыре колеса

О маршрутках уже писалось не раз.
О маршрутках уже писалось не раз. Но жизнь все время подбрасывает новые сюжеты, которые заставляют вновь и вновь всплывать на поверхность наболевшую проблему безопасности маршрутного движения. Никогда не забуду, как один совершенно "безбашенный" водитель маршрутного такси, объезжая пробку, выехал на встречную полосу на Железнодорожной улице в Минске. Набирая скорость и весело подмигивая аварийными сигналами, мы ринулись навстречу движению. Не скрою, было страшно. К несчастью, иногда подобные выходки бравых шоферов маршрутных такси заканчиваются трагически.

Конечно, я не мог не подойти к водителям экспресс-маршрутов и не поинтересоваться, как им нынче живется. Сергей, сидящий за рулем желтого "Фиата", посетовал, что такой жизни, как у водителя маршрутки, никому не пожелаешь. Он вроде бы и рад не нарушать, но есть один неписаный закон: время - деньги. Вот он и спешит, летит по городу, забирает людей зачастую не на остановках. Естественно, "гаишники" штрафуют. Что ж, у них работа такая. А пассажирам что? Они за дорогой не следят, им нужно как можно быстрее попасть домой или на работу. Бывает, даже возмущаются - мол, отчего так медленно едем? Вот, например, Виктор Иванович, который ездит из минского микрорайона Малиновка каждое утро на работу, уже научился выбирать самые быстрые маршрутки. И ему не важно, что превышение скорости, особенно утром, когда дороги забиты машинами, чревато аварией - зато можно чуть-чуть подольше поспать...

В Орше маршрутные такси давно заменили общественный транспорт. Конечно, лучше мчаться на маршрутке 10 минут за 350 рублей, нежели трястись в автобусе полчаса практически за те же деньги. Но нарушают там реже, чем в Минске. Это понятно, город маленький, маршруток немного, все друг друга знают.

В любом случае Госавтоинспекция не склонна поощрять несоблюдение Правил дорожного движения, и не случайно ГАИ Минска, да и других городов страны уделяет самое пристальное внимание водителям микроавтобусов. Ведь они перевозят людей - значит, и спрос с них особый. Тем более все помнят, сколько ДТП с участием маршрутных такси произошло за последнее время в России... Хотя у нас статистика происшествий с участием маршруток не такая уж удручающая - всего около одного процента от почти 800 аварий (это цифра за 8 месяцев по Минску).

Но тем не менее люди гибнут. Поэтому-то сотрудниками ГАИ и проводятся рейды по выявлению неисправностей машин и нарушений ПДД водителями маршруток. Причем делается это с завидной регулярностью - как минимум два раза в месяц. А в последнее время сотрудники ГАИ выезжают в рейды вместе с представителями Министерства транспорта. Такая совместная работа приносит наибольшую пользу, ведь в сферу обязанностей ГАИ входит только проверка документов и технического состояния автомобилей, а Минтранс проверяет все остальное - маршрутные листы, лицензии и прочие документы, разрешающие осуществлять пассажирские перевозки. Для перевозчика лишиться лицензии - смерти подобно, поэтому все упущения исправляются в кратчайшие сроки. Но и здесь не обходится без ложки дегтя. Например, при проведении рейда ОГАИ Советского района Минска около 30 процентов проверенных машин не соответствовало всем предъявляемым нормам. И таких нарушителей было бы еще больше, если бы не... мобильные телефоны. С их помощью весть о рейде ГАИ быстро разнеслась по всем маршруткам, и на конечную остановку на улице Мирошниченко ехали только "чистые" машины.

В целом же ситуацию с маршрутными такси ГАИ старается держать под контролем. Но никто не скрывает, что с каждым днем делать это становится все сложнее. Поэтому в арсенале Госавтоинспекции не только рейды и штрафы. В прошлую пятницу, например, в рамках Единого дня безопасности дорожного движения руководство Минского ГАИ встретилось с водителями предприятия "Миндавг", которое на сегодняшний день является лидером в маршрутных перевозках. Встреча прошла под девизом "Держите марку!". Ведь если вы первые, то будьте первыми во всем - и в поведении на дороге, и в соблюдении правил дорожного движения, призвали сотрудники ГАИ. И напомнили, что водитель маршрутного такси прежде всего несет ответственность за жизни пассажиров...

Справка "СБ"

В Беларуси пассажирские маршруты обслуживает 16.000 автобусов. Из них 8.135 - маршрутки частников. Они обеспечивают 16,3 процента, или 1.095, маршрутов. Это число потенциально может увеличиться еще на 400 - именно столько пассажирских направлений в стране пока не охвачено транспортниками.

Комментарий заместителя начальника ОГАИ УВД Мингорисполкома Александра Алпеева

: - Техническое состояние маршрутных такси постоянно держится на контроле, и московских событий у нас повториться не должно. Весь транспорт, который перевозит людей, проходит технический осмотр два раза в год. Да и механики крупных предприятий очень пристально следят за техническим состоянием своих автомобилей. Если вы видите на маршруте какую-нибудь "развалину", то скорее всего это нелегал. И рано или поздно сотрудники Госавтоинспекции его задержат.

Больше всего поражает и возмущает бескультурье на дороге. И если обычный участник дорожного движения может не очень хорошо знать правила - за что мы, конечно, наказываем, - то водитель маршрутного такси правила обязан знать назубок. И выполнять их. Ведь он отвечает за жизни людей! Этим и объясняются наши достаточно жесткие меры в отношении водителей маршрутных такси - если есть за что штрафовать, делаем это по максимуму. Особенно за нарушения скоростного режима, что тоже является головной болью для наших сотрудников.

Хроника самых крупных ДТП с участием маршруток за сентябрь 2003 года

6 сентября. Маршрутное такси "Газель", следовавшее из Зеленограда в Ростов, столкнулось с автомобилем "Opel". В результате столкновения пострадали 12 человек, двое из них погибли.

13 сентября. 8 человек погибли, 7 получили ранения на трассе Саранск - Ульяновск в результате дорожно-транспортного происшествия. По предварительным данным, грузовик КамАЗ выехал на полосу встречного движения и врезался в микроавтобус "Газель", в салоне которого находились 15 пассажиров.

16 сентября. В центре Еревана произошло крупное ДТП, в результате которого с телесными повреждениями различной степени тяжести госпитализированы 15 человек. Столкнулись два маршрутных такси и три легковых автомобиля. По предварительным данным, причиной аварии стал отказ тормозов у одного из маршрутных такси.

16 сентября. 15 человек пострадали в результате столкновения маршрутного такси и автокрана в Перми.

20 сентября. Минск. Проспект Жукова. Водитель маршрутки совершил наезд на ребенка.

23 сентября. ДТП с участием маршрутного такси произошло в Москве на Кутузовском проспекте. Водитель маршрутки и два пассажира получили тяжелые травмы и были доставлены в больницу. Остальные 10 пассажиров отделались ушибами.

24 сентября. В Санкт-Петербурге в результате столкновения грузовика КамАЗ и микроавтобуса погибли 8 человек. Вина за аварию предположительно лежит на водителе микроавтобуса, который не уступил дорогу КамАЗу, двигавшемуся по главной дороге.

25 сентября. В Нижнем Новгороде за медицинской помощью обратились 17 пассажиров столкнувшихся маршруток. Большинство из них с ранениями различных степеней тяжести были госпитализированы в городские больницы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter