Маршрут убыточный. Закрыть?

Почти сорок лет жители ряда деревень Россонского района ездили в Полоцк и обратно на автобусе, идущем по беспересадочному маршруту из Краснополья. В этом году полоцкий автопарк № 2, подсчитав убытки, маршрут закрыл. Жители Краснопольского, Дворищанского, Альбрехтовского сельсоветов разом оказались в самой отдаленной глубинке. Теперь, говорят они, чтобы добраться до нас, надо пройти «огонь, воду и медные трубы».Так это или нет, отправилась выяснять собственный корреспондент «Народной газеты».

Связь с городом, как связь с миром
Россонский район считается самым малонаселенным в Беларуси. За ним прочно закрепились эпитеты “лесной” и “партизанский”. И не только потому, что здесь начинал свой славный путь Петр Миронович Машеров. Да, до Великой Отечественной в районе проживало 37 тысяч жителей, а нынче чуть более 12 тысяч, из них непосредственно в сельской местности — 6900. Вдали от райцентра, на границе с Полоцким районом, у самых дретуньских болот, рядом с белорусско-российской границей, спрятался агрогородок Краснополье. До железнодорожной станции Дретунь всего 18 километров, но по бездорожью, и не встретишь ни одного жилого дома... Однако глухоманью агрогородок не назовешь. Есть здесь и мобильная связь, и все виды услуг, и амбулатория, и библиотека с читальным залом и компьютером, Интернет на почте, музыкальная школа, отремонтированный клуб с передвижной киноустановкой. Одним словом, все, как и полагается в цивилизованном поселке. Но в наш скоростной век люди страдают от того, что не могут быстро и своевременно добраться до ближайшего к ним города с комфортабельным железнодорожным вокзалом, современными учебными заведениями, в которых учатся их дети, — древнего Полоцка. Как ни крути, а глубинку сегодня можно определить именно по степени организации транспортного сообщения, по интенсивности пассажиропотока, уровню развитости коммуникаций.
“Больше 40 лет мы, жители 20 деревень, пользовались автобусным маршрутом Краснополье — Полоцк, — написано в письме в редакцию “НГ”, подписи под которым поставили 92 человека. — В лучшие времена автобус ходил ежедневно. Потом в целях экономии, да и жителей поубавилось, расписание изменилось. С пятницы по понедельник из Краснополья в Полоцк можно было выехать в семь утра, и обратно из Полоцка — в 13 часов 50 минут. Народ был доволен. Можно и в город за покупками, да и дети учатся в городах, с весны до осени — дачники рекой. Полоцк — ближайший город (76 км) — как связующее звено со всей страной. И вот случилось непредвиденное: маршрут закрыли. Ответ один: нерентабельный. Власти в сельсоветах разводят руками: сейчас у многих легковые машины, а у кого нет, можно нанять.
Теперь, после ликвидации прямого маршрута, возмущенных жителей деревень Тродовичи, Байдино, Амосенки, Дворище подбирает автобус, следующий из Краснополья в Россоны, подвозит до перекрестка, где они пересаживаются на полоцкий автобус. В холод, мороз, слякоть, с сумками, авоськами...”

Почти сорок лет жители ряда деревень Россонского района ездили в Полоцк и обратно на автобусе, идущем по беспересадочному маршруту из Краснополья. В этом году полоцкий автопарк № 2, подсчитав убытки, маршрут закрыл. Жители Краснопольского, Дворищанского, Альбрехтовского сельсоветов разом оказались в самой отдаленной глубинке. Теперь, говорят они, чтобы добраться до нас, надо пройти “огонь, воду и медные трубы”. Так это или нет, отправилась выяснять собственный корреспондент “Народной газеты”.
Связь с городом как связь с миром
Россонский район считается самым малонаселенным в Беларуси. За ним прочно закрепились эпитеты “лесной” и “партизанский”. И не только потому, что здесь начинал свой славный путь Петр Миронович Машеров. Да, до Великой Отечественной в районе проживало 37 тысяч жителей, а нынче чуть более 12 тысяч, из них непосредственно в сельской местности — 6900. Вдали от райцентра, на границе с Полоцким районом, у самых дретуньских болот, рядом с белорусско-российской границей, спрятался агрогородок Краснополье. До железнодорожной станции Дретунь всего 18 километров, но по бездорожью, и не встретишь ни одного жилого дома... Однако глухоманью агрогородок не назовешь. Есть здесь и мобильная связь, и все виды услуг, и амбулатория, и библиотека с читальным залом и компьютером, Интернет на почте, музыкальная школа, отремонтированный клуб с передвижной киноустановкой. Одним словом все, как и полагается в цивилизованном поселке. Но в наш скоростной век люди страдают от того, что не могут быстро и своевременно добраться до ближайшего к ним города с комфортабельным железнодорожным вокзалом, современными учебными заведениями, в которых учатся их дети, — древнего Полоцка. Как ни крути, а глубинку сегодня можно определить именно по степени организации транспортного сообщения, по интенсивности пассажиропотока, уровню развитости коммуникаций.

“Больше 40 лет мы, жители 20 деревень, пользовались автобусным маршрутом Краснополье — Полоцк, — написано в письме в редакцию “НГ”, подписи под которым поставили 92 человека. — В лучшие времена автобус ходил ежедневно. Потом в целях экономии, да и жителей поубавилось, расписание изменилось. С пятницы по понедельник из Краснополья в Полоцк можно было выехать в семь утра, и обратно из Полоцка — в 13 часов 50 минут. Народ был доволен. Можно и в город за покупками, да и дети учатся в городах, с весны до осени — дачники рекой. Полоцк — ближайший город (76 км) — как связующее звено со всей страной. И вот случилось непредвиденное: маршрут закрыли. Ответ один: нерентабельный. Власти в сельсоветах разводят руками: сейчас у многих легковые машины, а у кого нет, можно нанять.

Теперь, после ликвидации прямого маршрута, возмущенных жителей деревень Тродовичи, Байдино, Амосенки, Дворище подбирает автобус, следующий из Краснополья в Россоны, подвозит до перекрестка, где они пересаживаются на полоцкий автобус. В холод, мороз, слякоть, с сумками, авоськами...”
Ностальгия по прошлому?
Вместе с инженером отдела эксплуатации автопарка № 10 города Россоны Михаилом Ильевым, и.о. начальника Россонской автостанции Любовью Юхневичус и заместителем председателя Россонского райисполкома Галиной Подвительской едем в Краснополье с остановками в селах Дворище и Амосенки.
Сыр-бор разгорелся из-за того, что полоцкий автопарк просто уведомил Россонский райисполком о закрытии убыточного маршрута. И все. Россонский же автопарк можно даже назвать заложником в данной ситуации.
— У нас пригородные маршруты закрыты на 200 процентов, — говорит Михаил Ильев. — Дважды в день курсирует маршрутный автобус Россоны — Витебск. Есть регулярное сообщение с Полоцком. Три раза на день уходит автобус на Краснополье. Казалось бы, что еще?
Но у жителей деревень своя логика. У Ольги Сташкевич в Полоцком лицее химиков учится сын Антон, приезжает каждые выходные. У Нины Шалковой дочь — в Полоцком лесном техникуме. Пересадки на лесном перекрестке их не устраивают.
Пенсионерка Вера Людвиговна Кушнер ездит в Полоцк в церковь. Говорит, доехав до Янковичей, подолгу приходится стоять в ожидании проходящего на Полоцк автобуса.
— У меня сегодня племянница с ребенком уезжала в Полоцк, — говорит жительница деревни Амосенки Татьяна Лебедева. — Задубели на холоде.
— Мы просим самую малость — чтобы прямой автобус ходил всего два раза в неделю: в понедельник и пятницу, — говорит бывшая учительница Надежда Никуленко. — Наши Амосенки для района деревня не маленькая, 38 дворов, 80 жителей. Много трудоспособных. Все ездят, ведь в местном магазине выбора товара нет.
Можно съездить за покупками в Краснополье, благо — пять километров до агрогородка. Но там на 650 жителей всего один магазин. А аптека работает до обеда. Если кому-то из Амосенок понадобится лекарство, то, приехав утренним автобусом в Краснополье, в аптеке он должен справиться за считанные минуты, чтобы успеть вернуться на нем обратно. Спасибо, водитель, если попросишь, всегда подождет. Ведь следующий автобус уйдет только после обеда, в 15 часов. Людмила Васильевна Медведева говорит спасибо почтовым работникам, они ее подвозили обратно домой.
Секретарь Краснопольского сельского Совета Надежда Бойкова настроена более оптимистично.
— У меня двое детей учатся и работают в Полоцке, — рассказывает она. — Приезжают на выходные. Тот прямой маршрут, что был, все равно им не подходил по времени. Сама ездила недавно в Полоцк с пересадкой. Простояла полчаса на перекрестке, ничего. Мало людей от нас ехало в Полоцк, 2—3 человека. Мне кажется, что люди просят вернуть маршрут, потому что у них ностальгия по прошлым временам.
А жизнь меняется, и к ней надо приспосабливаться...
Стандарты перевыполнены
Водитель Александр Ефременко живет в Краснополье. Это он раньше много лет возил пассажиров в Полоцк и числился в штате полоцкого автопарка. Когда маршрут ликвидировали, его взял на работу в автопарк г.п.Россоны. Теперь, выполняя рейсы в райцентр, он выслушивает нарекания пассажиров на изменения маршрутов. Оно-то, конечно, всем не угодишь. Раньше вон запросто и в Невель можно было съездить, до него тут рукой подать. Только теперь, чтобы открыть сообщение с Невелем, нужно добиться согласия Москвы. А судьба рейса Краснополье — Полоцк зависит от того, что скажут компетентные лица в Витебске. Ведь маршрут стал междугородним.
— В выходные дни до перекрестка в Янковичах едет народу полно, все потом пересаживаются на Полоцк, — говорит Александр Ефременко. — В субботу выручки собрал 170 тысяч рублей! А в Россоны поехало всего два человека. Так что маршрут нужный.
Изучался наболевший вопрос и в отделе транспорта и коммуникаций Витебского облисполкома. В Краснополье приезжал и.о. начальника отдела Виталий Руденя.
— Вместе с представителями полоцкого и россонского автопарков мы встречались с местными жителями, — говорит Виталий Васильевич. — Откорректировали расписание автобусного маршрута Краснополье — Россоны, чтобы сократить время ожидания при пересадке людей на перекрестке в Янковичах на Полоцк. Я не знаю больше примеров в области, когда один автобус с людьми ожидает прихода второго автобуса, чтобы пассажиры смогли спокойно пересесть в него и не мокнуть под дождем на остановке. По Краснопольской зоне все социальные стандарты по автоперевозкам выполняются и даже более того.
Перевозчик всегда думает о пассажире
Директор АТП № 10 г.п.Россоны Терентий Подвительский в данной ситуации и рад бы помочь, да только как?
В районе 12 пригородных маршрутов. Сеть сложилась в зависимости от пассажиропотока и нужд населения. Из Краснополья можно ежедневно выехать в 6.10 утра. В 7.26 в Янковичах сделать пересадку на автобус Селявщина — Полоцк. Время ожидания при пересадке по графику — 10 минут. Надо было в Юховичи для школьников сделать ежедневный маршрут — сделали. И это притом, что убытки от пригородных маршрутов за восемь месяцев составили по району 2,8 миллиона рублей.
— Мы открыли 6 междугородних маршрутов, от которых тоже одни убытки, — говорит Терентий Ильич. — Их можно закрыть в любой момент, но... В то же время за счет транспортного сбора в прошлом году обновили парк, приобрели три автобуса. Одна головная боль — где взять деньги на топливо, зарплату водителям и на запчасти для ремонта машин.
Кстати, дороги в Россонском районе в большинстве — гравийные, асфальтовое покрытие имеют лишь 43 процента дорог.
— Закрытие маршрута всегда с болью переживается населением, — убежден заместитель генерального директора по перевозкам и информационной работе УП “Витебскоблавтотранс” Сергей Залесский. — В этом году мы закрыли еще три маршрута: Серковщина — Толочин, Глубокое — Шуневичи, Витебск — Новка-2. Но и открыли столько же. Вся беда в том, что междугородние маршруты (те, что более 50 км) не дотируются из бюджета. Убытки же по пригороду по области составили за 8 месяцев 2 миллиарда 839 миллионов рублей.
Витебщина отличается от других регионов страны тем, что здесь самая большая протяженность дорог, а плотность населения — самая низкая. Вот и вся арифметика. По социальным стандартам в месяц в области должно быть отработано 25 тысяч рейсов, а выполняется 50 тысяч — в два раза больше. Общий пробег пассажирского автотранспорта составляет 1 миллион 966 тысяч км, а по нормативам должно быть в два раза меньше. В Могилевской или Гродненской области общий пробег составляет всего более 840 тысяч км.
И все-таки перевозчики и пассажиры находятся на одном корабле. Друг без друга им не выжить в море экономических проблем. Самое правильное — уметь слушать друг друга и стремиться понять. Тогда есть шанс, что тучи на небосклоне развеются, и на пути в Амосенки, Тродовичи улыбнется лучик надежды.

 
Светлана ДЕДИНКИНА, cобственный корреспондент “НГ” по Витебской области
Тел. 80212-21-89-00;
e-mail:sveta-guk@tut.by

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter