Брендов меньше, продаж больше: спрос на новые легковые авто в Беларуси продолжает расти

Маршрут перестроен

Белорусский авторетейл постепенно приходит в себя. Об этом свидетельствует статистика продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей членами Белорусской автомобильной ассоциации (БАА). Рост в 2023‑м по сравнению с предыдущим годом составил почти 48 процентов. Причины тому — появление в продаже большого количества новых китайских брендов, развитие белорусского локального производства и доступные автокредиты. При этом кардинально изменилась структура продаж, все большим спросом пользуются электромобили.


Китайские бренды доминируют

Статистика неумолима. 64 504 машины проданы дилерами в 2019 году, и ничего лучшего они не знали. В 2020‑м, 2021‑м и тем более в 2022‑м наблюдалось падение продаж, однако прошлый год вроде как позволил продавцам авто вздохнуть с оптимизмом. В 2023‑м они реализовали 25,4 тысячи машин, гордо, но немного лукаво заявив о почти 50‑процентном росте продаж.

Минувший год показал высокую способность адаптации автомобильных дилеров к негативным процессам, считает член правления БАА Андрей Ткачев. Он отметил, что количество проданных автомобилей растет ежемесячно:

— Положительная динамика сохраняется. В феврале рост составил плюс 32 процента к январю.  

Дело в том, что на фоне ухода ведущих мировых брендов с нашего рынка и заморозки производства популярных моделей, собираемых в России, белорусские дилеры сделали ставку на поставщиков из Китая. Они предлагают хорошую альтернативу европейским «бэушкам» — новые и качественные машины по той же стоимости.

В результате по итогам 2023 года доля китайских машин на белорусском рынке превысила 80 процентов. Однако как не отметить, что 87,4 процента из этого количества принадлежит Geely?! 15 706 машин, выпущенных с завода под Борисовом, нашли своего покупателя.


— Нужно сказать спасибо Geely, — считает член правления БАА, исполнительный директор холдинга «Атлант-М» Сергей Самойло. Именно они в свое время познакомили наших автомобилистов с китайским автопромом и доказали, что машины из Поднебесной — качественный продукт. Сегодня те же кроссоверы Geely имеют достойную репутацию и уверенный спрос. Клиент покупает не просто автомобиль, а систему гарантий, бонусов, уровень обслуживания.

Гибкость к запросам

Тем, кто еще скептически относится к китайской альтернативе европейским брендам, начальник отдела маркетинга «Автопромсервис» Денис Белько объяснил, для чего в свое время китайцы активно создавали совместные производства с мировыми автопроизводителями:

— Немногие знают, что японские Honda и Nissan, а также французский Citroёn собираются в Китае, на тех же заводах, что и китайские машины Dongfeng. Китайцы освоили стандарты, научились делать качественный продукт и сейчас даже выигрывают у европейцев по таким параметрам, как мультимедиа, отделка салона, скоростные характеристики и дизайн.

В качестве примера Денис Белько привел бренд Dongfeng, отнюдь не новичок авторынка:

— Он существует с 1969 года. Изначально производил технику для военпрома, отсюда безусловное качество. Доля высокопрочных материалов в отдельных моделях достигает 90 процентов. Мы даже не знали о таком показателе, когда продавали европейские машины. А ведь из прогрессивной высокопрочной стали можно изготовить более легкие и прочные компоненты для конструкции автомобиля, что в конечном итоге повышает безопасность водителя и пассажиров.


Китайский автопром более гибкий к специфическим запросам белорусов, в то время как европейские бренды на предложения внести изменения в комплектацию своих машин реагировали неохотно, вспоминает Андрей Ткачев:

— Европейцы самостоятельно проводили исследование белорусского рынка и предлагали нам только ту комплектацию, которую считали нужной. Китайцы же видят в нас серьезного игрока. Они хотят закрепиться здесь, поэтому идут навстречу.  

Например, тонировка задних стекол. Многие «китайцы» изначально шли без нее, а в Беларуси разрешена только заводская тонировка. Мы направили заводу-изготовителю соответствующее письмо, попросили учесть белорусский нюанс и вскоре получили машины с тонировкой, как и хотели наши клиенты.

Geely снова в лидерах

Логотипы некоторых брендов исчезают со зданий автосалонов, а на их месте появляются новые имена, заинтересованные в белорусском потребителе. Так, из топ-10 самых продаваемых в нашей стране брендов в 2023 году исчезли Kia, Renault, Hyundai, Nissan и Toyota. Зато число представленных в Беларуси китайских марок увеличилось с 4 до 11, а их доля в общем объеме продаж выросла с 31,7 до 82,6 процента.

Пожалуй, самый впечатляющий рост за прошлый год показали автомобили марки Geely, которые заняли верхнюю строчку в статистике продаж. Было реализовано более 15,7 тысячи машин против 4,3 тысячи годом ранее. Более 70 процентов автомобилей ушли в частные руки.

Многих поклонников Geely волнует вопрос дальнейшего продления программы льготного кредитования отечественных автомобилей. В январе во время общения с работниками СЗАО «БЕЛДЖИ» ­­Президент напомнил, что эта программа в свое время была принята, чтобы раскрутить производство. Пока она продолжит действовать.

Кстати, самым популярным легковым автомобилем B-класса 2023 года стал Geely Emgrand — реализовано почти 5,4 тысячи таких машин. На фоне повышенного интереса модель существенно модернизировали. Недавно представители «БЕЛДЖИ» рассказали, что именно поменялось:

— Основные изменения коснулись цвета интерьера и экстерьера. В новой версии модернизирован полуторалитровый двигатель — в нем 122 лошадиные силы вместо прежних 103. Раньше стояла вариаторная коробка передач, сейчас — шестиступенчатая коробка-автомат. Появился 12,3‑дюймовый экран управления и CarPlay, чего прежде не было. Также добавился зимний пакет функций — подогрев сидений и лобового стекла.


Отдельного внимания заслуживает первый белорусский кроссовер BELGEE X50. Приобретя лицензию на Geely Coolray, «БЕЛДЖИ» запустил производство полного цикла кроссовера под собственным брендом. Модель уже достигла высокой степени локализации. Сварка, окраска, стекла, аккумуляторы, шины... Завод планирует максимально повышать локализацию кроссовера, заменяя компоненты собственными. В планах на текущий год — делать самим фары, сиденья, топливные баки и обшивку.

Поклонники электромобилей

Среди важных трендов прошлого года — увеличение продаж «зеленых» авто в 6,7 раза. В текущем году дилеры планируют продать не менее 1,9 тысячи электрокаров и последовательных гибридов. В этом сегменте популярная «электричка» Geely Geometry C заняла лишь второе место с 137 машинами. А лидером года неожиданно стал Voyah Free: своих владельцев нашли 244 машины.

— Многие думают, что электрическая машина, как телефон, не ломается. Это не так. Это техника с большим количеством чипов, обновлений, и без сервисного обслуживания рано или поздно начнутся проблемы. Voyah одним из первых предоставил своим белорусским клиентам такой сервис, — объясняет Денис Белько.

Некоторые люди боятся брать электромобили из-за плохой инфраструктуры. Но этот вопрос закрывается покупкой машины с большим объемом батареи и запасом хода.

— Уже есть предложения с запасом более 1000 км, — говорит Андрей Ткачев. — Отдельно хотелось бы затронуть электромобили с технологией EVR, в которых дополнительный двигатель-генератор позволяет заряжать батарею на ходу — и следовательно, вообще не зависит от электрозаправок.

Влияние утильсбора

Утилизационный сбор на ввозимые транспортные средства вырос — это закреплено недавно вышедшим постановлением Совмина. В некоторых случаях размер утильсбора увеличился весьма существенно, более чем в четыре раза. Если автомобиль на территорию Беларуси ввозит физлицо для личного пользования, то ставка по-прежнему зависит только от возраста машины, а если юрлицо или ИП — еще и от объема двигателя, и от массы.


Обновилась градация тарифов. Раньше утильсбор различался для трех категорий авто: от 3 лет, от 3 до 7 лет, старше 7 лет. В новом постановлении градация предусмотрена по двум срокам производства автомобилей — до 3 лет включительно и старше 3 лет с даты выпуска.

Главное — рост ставок утильсбора никак не отразится на стоимости автомобилей, создаваемых на отечественном предприятии «БЕЛДЖИ», поскольку машины белорусского производства не являются объектом обложения утилизационным сбором.

По итогам прошлого года, по некоторым экспертным оценкам, официальные дилеры обеспечили около пяти процентов импорта всех легковых автомобилей в страну. Весомая часть сегмента, на которую повлияют новые ставки утильсбора, — импортеры. Это юрлица и ИП, которые не являются официальными дилерами, но тоже импортируют автомобили. Ситуацию прокомментировал председатель правления БАА Сергей Варивода:

— Изменение в основном коснулось легковых автомобилей, ввозимых из-за пределов ЕАЭС. Ставки изменились существенно. Для наиболее популярного двигателя с объемом 1 — 2 литра ставка выросла в два раза, с объемом 2 — 3 литра — более чем в три раза. Если рассматривать структуру официальных дилерских продаж, то продажи автомобилей из-за пределов ЕАЭС составляют около 20 процентов. Это значит, что непосредственное влияние утильсбора как дополнительной издержки импортера, безусловно, рано или поздно скажется на конечной цене этих машин. Однако автомобильный рынок — сфера взаимозависимая. Если в одном сегменте цены растут, то у остальных игроков, даже если их издержки не выросли, возникает искушение тоже повысить цены.

О каких конкретно суммах идет речь, пока говорить рано. Процесс переноса повышенных ставок сбора в цены не одномоментный, пояснил Сергей Варивода:

— Нельзя однозначно сказать, что если утильсбор вырос, допустим, на 5 тысяч, то и цены вырастут на 5 тысяч. На ценообразование влияют многие факторы. В данный момент на цены давит избыточное предложение на рынке, в том числе за счет машин 2023 года выпуска, которых по-прежнему достаточно много на складах официальных дилеров. Цены на них повышаться не будут. Повышение коснется только вновь ввозимых авто. Рост цен не произойдет сразу, он будет носить эволюционный характер и займет 2 — 3 месяца.

Да, потребитель станет платить за автомобили больше. Но это плата за развитие собственного производства. И Беларусь здесь не оригинальна, пояснил Сергей Варивода:

— Сейчас мы во многом ориентируемся на китайский автопром, а он смог состояться в том числе за счет высоких заградительных пошлин и налогов. Если мы решили создавать собственное производство, то нужно создать комфортные условия для местного производителя, сдерживая импорт. И повышение ставки утильсбора — один из таких рычагов.

Самый большой сегмент автомобильного импорта — ввоз физлицами. Здесь изменений не произошло. Ставка осталась прежней — 544,5 рубля. Не изменились ставки и на легковушки, ввозимые с территории ЕАЭС, а также электрокары и последовательные гибриды.

К СВЕДЕНИЮ

В качестве одной из важных тенденций авторынка эксперты отмечают сокращение количества представленных марок и моделей. Если в 2022‑м покупателям предлагалось 142 разных автомобиля 28 автобрендов, то в 2023 году выбор был ограничен 78 моделями от 20 марок.

КСТАТИ

В Беларуси созданы привлекательные условия для перехода на электромобили: нулевой НДС, ноль процентов пошлины, налоговый вычет для юрлиц.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

В 2024‑м объем продаж легковых автомобилей, по прогнозам автодилеров, вырастет на 25 процентов и составит 26,8 тысячи машин.

— Мы ожидаем рост рынка и конкуренции, — говорит Сергей Самойло. — Есть все основания считать, что члены БАА будут продавать еще больше, чем в прошлом году, соответственно, потеснят параллельный импорт.

Росту продаж в текущем году может способствовать вывод на рынок новых моделей авто. Предполагается, что их будет не менее 28. Внесут свою лепту стабильные цены. Рост реальных доходов населения, доступность финансовых программ, а также рост инвестиций субъектов хозяйствования также могут благотворно сказаться на продажах автодилеров. 

Кроме того, по их мнению, не до конца исчерпан эффект отложенного спроса, сформировавшегося в 2022 году на фоне роста цен.

ЧТО НА ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ?

В конце марта Польша, Латвия и Литва перестали пускать в Беларусь автомобили на транзитных номерах, у которых объем двигателя больше 1,9 литра, а также дороже 50 тысяч евро. К таким мерам перегонщики оказались не готовы, и многие из них застряли на границе. Однако это не коснулось реэкспорта через территорию ЕС машин из США и Калининградской области России. Важно отметить, что запрет коснулся только сухопутной границы. Ввоз машин через порты все еще разрешен. Ограничение потока б/у автомобилей на входе, считают эксперты, сыграет на руку внутреннему производству и официальным дилерам.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter