Марш, марш правой

В Барановичах проходит фестиваль духовой музыки «Белорусские фанфары»

В Барановичах с музыкой — полный порядок. Есть музыкальное училище, выпустившее в свет немало популярных исполнителей; свой замечательный духовой оркестр, известный далеко за пределами Беларуси. Но главное — здесь проводится международный фестиваль духовой музыки «Белорусские фанфары». Как раз в эти дни по городу маршируют оркестры из разных стран, возглавляют дефиле духовиков бойкие мажоретки — участницы торжественных шествий. Фест стартовал в четверг и завершится в воскресенье завораживающей красоты марш–парадом. С уникальным фестивалем связано имя одного человека. Но какого! Василий Прадун — дирижер, исполнитель, руководитель, преподаватель, магистр и просто фанат духовой музыки. Встречайте.


— Василий Степанович, а почему все–таки духовая музыка? В какой–то определенный момент выбор делает, конечно, каждый человек. Кто–то авторской песней начинает заниматься, кто–то попсу пишет, что намного прибыльнее. А вы вот выбрали духовую музыку...


— Да, мое сердце и душа отданы ей уже 45 лет. Родом я из Украины. Родился в городе Любомль Волынской области, до границы с Беларусью — всего 50 км. А духовая музыка — это увлечение с детства. Услышал как–то оркестр в родном городе, и все. Случилась, как говорят, первая и последняя любовь.


— Возможность учиться — инструменты, педагоги — была?


— Старший брат уже занимался в музыкальной школе, играл на баяне. И когда я пришел туда, преподаватели предложили баян и мне. Мол, двое братьев, один инструмент... А я уперся, увидел трубу и заявил, что буду играть только на ней. Хотя первый год за неимением других инструментов занимался на кларнете. Такая жизнь была, трудная. В 1964 году мне было всего 9 лет... Потом поступил в музучилище сюда, в Барановичи.


— Как получилось, что вы на всю жизнь остались в этом городе...


— А очень просто. Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А.В.Луначарского и вернулся из Минска преподавать в своем же училище. У меня ведь три специальности: солист оркестра, дирижер и преподаватель. Вот во всех трех я себя и находил.


— Когда стали руководить городским оркестром?


— За то, чтобы появился у нас свой городской оркестр, я воевал лет семь. Ходил, просил, доказывал, что он просто необходим. А 1 марта 1998 года было принято соответствующее решение горисполкома. Этот день мы считаем днем рождения оркестра. Спасибо бывшему мэру Барановичей и Минска Михаилу Яковлевичу Павлову, он тогда услышал нас и настоял, чтобы такой коллектив был создан.


— Думаю, жители города — невероятно счастливые люди. У них есть возможность слушать не только выступления собственного высокопрофессионального коллектива, но и множества других духовых оркестров. Я говорю о международном фестивале «Белорусские фанфары». С чего, кстати, он начинался?


— С духовых конкурсов: сначала городского, потом областного и республиканского. И как–то традиционно Барановичи стали местом проведения таких музыкальных соревнований. Потом придумали фестиваль... В 1993 году я впервые попал на подобный праздник во Франции и буквально загорелся идеей организовать нечто подобное и у нас. В 1996 году мы провели первый республиканский праздник. На него приехали известнейшие в стране музыканты. Ну а три года назад при содействии Министерства культуры, Брестского облисполкома и Барановичского горисполкома организовали первый международный фестиваль: с конкурсом, с традиционным парадом оркестров и мажореток.


— Целый карнавал получился.


— В общем, да. В Европе ведь таких масштабных форумов почти не делают. У них люди скромно празднуют приход весны или лета, а заодно приглашают духовые оркестры... Теперь и у меня появилась идея проведения фестиваля, где в мастерстве смогут состязаться не только духовики, но и фольклорные, эстрадные, джазовые группы. Все–таки пригласить на фест камерный коллектив легче, чем оркестр из 50 человек.


— Нынче были трудности с их приездом?


— Не без этого. Оркестры из Литвы, Молдовы, Польши, России и Украины прибудут лишь в качестве гостей, а конкурс пройдет только среди белорусских коллективов. К сожалению, многие потенциальные участники из городов–побратимов, а их у Барановичей больше десяти, приехать не смогли. Но гости выступают с отдельными концертами.


— Оркестр, играющий на открытой площадке в городском парке, — излюбленная картинка кинорежиссеров, иллюстрирующая 50 — 60–е годы прошлого века. Тогда духовой оркестр сопровождал людей буквально повсюду. Сейчас, мне кажется, эта традиция уходит даже не на второй, на десятый план...


— Духовая музыка — такой вид искусства, который объяснять не надо. Если человек не глухой — поймет сердцем, душой. Я уверен, что люди ходили бы на концерты с удовольствием. Однако пока такой возможности нет. В городе нет соответствующей площадки — концертного зала.


Другое дело, что престиж профессии музыканта духового оркестра значительно упал, особенно за последние 5 лет. С интересом в музыкальных школах дети идут, пожалуй, лишь на саксофон. Хотя я убежден, что интерес процентов на 90 зависит от педагога. Дети ведь очень чувствуют искренний интерес, самоотдачу в профессии.


— Как и музыканты оркестра?


— Конечно. Чтобы играть много лет в таком коллективе, нужно обязательно быть энтузиастом, я бы сказал даже фанатиком в позитивном значении слова. Наши музыканты — совместители. Заняты на основной работе, а потом приходят на репетиции, концерты. Это непросто. Я вот каждый год беру молодежь из училища в оркестр — к осени остаются один–два человека, из тех, кто относится к работе в коллективе серьезно, а не как к обязаловке в школьном хоре.


— Значит, не щадите их?


— Жалость — это за столом, за чашкой чая. А в работе — только требовательность. Отсюда и результаты, и высокий уровень исполнительского мастерства, и приглашения выступить в Европе. За 12 лет мы объехали весь юг Франции, побывали в Италии, играли на известном фестивале в Сан–Ремо, трижды выступали в Ницце... Возможно, нам повезло, потому что оркестр работал с известным во Франции агентством Алана Бланшара, страстного любителя духовой музыки.


— Побеждаете в конкурсах часто?


— Не жалуемся. Вот видите, кубки стоят, дипломы висят на стенах? Своеобразный отчет о проделанной работе. Закончим этот фестиваль, будем готовиться к следующему. Хочу возродить традицию летних концертов в городских парках. Мечтаю, чтобы в Беларуси любили и принимали духовую музыку.


Фото автора и предоставлены Василием Прадуном.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter