Марш-бросок на природе

Деревня Дубрава, в которой уютно расположилась одноименная усадьба молодого энтузиаста здорового образа жизни Дмитрия Можейко, — в 35 километрах от Бреста. На краю леса...

Вредят ли заповеднику туристические маневры в стиле «милитари»?

Деревня Дубрава, в которой уютно расположилась одноименная усадьба молодого энтузиаста здорового образа жизни Дмитрия Можейко, — в 35 километрах от Бреста. На краю леса...

Места тут живописные: смешанный лес и сухопесчаные дюны, прозванные местной Сахарой. Хозяин необычной «фазенды» родом из Пружанского района.Выкупил старый дом с 35 сотками, поставил забор от диких животных. И принялся обустраивать усадьбу.

Сама она представляет собой то ли полевой военный городок, то ли «партизанское расположение». Во дворе — солдатская палатка, где армейские кровати, каски, настоящая военно-полевая АТС на 8 номеров, радиостанция времен Великой Отечественной... И все это — не музейные экспонаты, а «ожившие» реквизиты!

Основная «фишка» необычной усадьбы — совмещение агроэкотуризма с активными видами отдыха и развлечений на военную тематику. Таких услуг, как здесь, не найти в «меню» любого, даже крупного, спортивно-оздоровительного центра. Не говоря уже о сельских усадьбах. Просто нет таких у нас со столь неординарным направлением! А изюминка от Можейко, конечно, — лихие экстремальные экскурсии по бездорожью на военных автомобилях. А еще — игры: страйкбол и пейнтбол.

Во время движения и привалов экстремалы получают информацию об интересных событиях, связанных с историей страны и тех мест, по которым непосредственно проходит маршрут. Своеобразный марш-бросок длится несколько часов, если, конечно, не застрять.

Но не всем же по ухабам трястись и в войну играть! Для гостей, приехавших отдохнуть спокойно, а также женщин, подростков и детей очень кстати экскурсионная поездка на УАЗе по местам героического прошлого. А почему бы не зарулить на заброшенную ракетную базу, которая во времена СССР имела стратегическое значение, не посетить ангары, пусковые площадки и другие любопытные сооружения?

Туристы осматривают не только памятники и мемориалы, но и ходят по окопам, забираются на высотки, которые обороняли когда-то красноармейцы. А на следующий сезон Дмитрий готовит... проживание в летних «домиках». Они же — сооружения типа... землянок. Будут  без окон, с одной входной дверью, полузаглубленные в землю, а крыши — земляные насыпи... Во всем интерьере — партизанский стиль: деревянные кровати, солдатские байковые одеяла, светильники, стилизованные под коптилки из снарядов.

К слову, большого дохода от экспериментальной усадьбы в стиле «милитари» ее хозяин не получает. В основном выживает Дмитрий за счет энтузиазма и помощи друзей. Льготного кредита Белагропромбанка в 20 миллионов рублей хватило только на ремонт крыши и закупку котла. По мнению хозяина, военный и экстремальный туризм еще в диковинку. Выручают корпоративные мероприятия, которых за год с небольшим работы было несколько.

Конечно, дело, которое организовал Можейко, новое, нужное и перспективное. Только бы построить еще, например, полосу препятствий, веревочные переправы или натянуть канаты между деревьями.

Но сейчас, из-за отсутствия туристического наплыва, Дмитрию пришлось даже отказаться от нескольких единиц техники. А еще возникли недоразумения на почве... соседства с Республиканским заказником «Прибужское Полесье». В чем же суть спорного вопроса? Послушаем мнения сторон.

— Этот серьезный международный статус придан нашей территории не белорусским законодательством, а решением ЮНЕСКО, — говорит Николай Андреевич Лукашук, директор заказника. — Согласно ему на природоохранной территории есть три зоны, а усадьба Можейко как раз находится в особо и строго охраняемой зоне — своеобразном «ядре». И все, в том числе хозяин агроусадьбы, должны следовать букве закона! Поддерживая порядок, щадя природу... Мы ведь даже деревянные настилы прокладываем через заболоченную местность, чтобы не топтать травяной покров. А здесь, получается, тяжелая техника Дмитрия все это неслабо «утюжит». Да, она ездит по разбитым лесовозами дорогам, но от этого природе не легче. Но лесовозы ходят не каждый день, а только в период заготовки леса. И лесоводы поддерживают в порядке эти дороги. А вот у Дмитрия Можейко — серьезные виды хозяйственной деятельности, которые вступают в противоречие с природоохранными правилами и международным законодательством. Да и содержанием дорог хозяин усадьбы не занимается. А между тем через эти лесные «артерии» весной идет миграция лягушек. Я с уважением отношусь к Можейко, его работе, самой этой милитари-усадьбе, был на ней — дело интересное, нужное! Но все надо упорядочить — проложить, согласовать и утвердить маршруты, площадки. Об этом мы говорили еще года полтора назад. За границей, к примеру, на таких территориях, как наш заказник, ходят только с проводниками. Интересный отдых сейчас предлагается на селе и на природе, но все же должно соблюдаться законодательство, нормы и правила.

Противоположная точка зрения — у хозяина «Дубравы».

— Все это, мягко говоря, удивительно слышать. Отдых на телеге предлагают на многих усадьбах, а здесь — эксклюзив. Мы же не открываем новые маршруты, только по лесовозным дорогам ходим и катаемся! Да и не так часто ездим, чтобы сильно уж разбивать эти дороги. Сначала лично провожу своеобразный мониторинг, ведь сам за рулем. Костры не разводим, не мусорим, как некоторые, не стреляем незаконно дичь. Наши туристы признают только фотоохоту на кабанов, косуль, волков, лис, пернатых. В качестве ответного «хода» советовал бы экологам: пусть лучше почистят довольно интересное, красивое Страдечское озеро, которое так захламлено, — это ведь тоже территория заказника.

Не видит никакой «крамолы» в работе Дмитрия Можейко и председатель местного — Знаменского — сельского Совета Сергей Головенко.

— Такие интересные усадьбы в глубинке нужны! Можно только сожалеть, что «Дубрава» — единственная в своем роде не только на Брестчине, но, пожалуй, во всей Беларуси, — говорит Сергей Семенович. — Что плохого, если люди наслаждаются отдыхом на природе без ущерба для той? Считаю, замечания от руководства заказника слегка надуманы. Ведь отдыхающие оставляют деньги и в казне района, не вывозя валюту за рубеж.

С этим мнением солидарны главные потребители услуги — туристы. Вот как поэтически описывает свой активный отдых Максим из Бреста: «Кто хоть раз видел рассвет и закат над Дубравскими прудами, полной грудью вдохнул ароматы вереска на Страдечских пустошах, хвои Пожежинского леса, — обязательно побывает еще раз в Дубраве! Есть другие мнения?»

А вот минчанка Наталья, как она сама призналась, стала в «Дубраве»... настоящей «командос». «Если хотите испытать взрыв эмоций, ощущение безграничной свободы, выйти за рамки серых будней и окунуться в яркий цветной мир, полный положительной энергии, — вам сюда! Правда, есть один минус: после такого экстрима тяжело возвращаться в «нормальную» жизнь. Не факт, что вам легко удастся сюда попасть, так как «сарафанная» реклама уже дошла до столицы и не только! Да и мы собираемся это повторить. Никогда не думали, что в Беларуси есть такие чудные места!»

Думается, стороны — хозяин усадьбы и руководство заказника — придут-таки к компромиссу. Уж очень перспективное и полезное направление белорусского туризма успешно стартовало в «Дубраве». Его, несомненно, надо развивать не только на отдельно взятом туробъекте. Здесь любая помощь была бы нелишней. В том числе и финансовое участие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter