Маркетинговое исследование ресурсного потенциала сельских регионов Витебской области

В рамках осуществления мероприятий на 2009 год по реализации Программы поддержки малого предпринимательства Витебской области на 2009 — 2010 г.г., утвержденной решением Витебского областного совета депутатов от 18 декабря 2008г. № 134 и в целях выполнения подпункта 2.2 пункта 2 Решения Витебского областного исполнительного комитета от 27 мая 2009г. № 361, ККУП «Витебский областной центр маркетинга» было проведено маркетинговое исследование ресурсного потенциала регионов Витебской области с целью выявления свободных рыночных ниш.

Целью данного исследования был анализ состояния развития малого предпринимательства в регионах Витебской области и выявление востребованных видов деятельности с учетом сырьевых рынков, а также незанятых ниш в производстве и сфере услуг с последующим обучением заинтересованных субъектов хозяйствования и физических лиц организации и ведению предпринимательской деятельности.

В ходе проведения данного исследования были осуществлены следующие мероприятия:

  1. проведено исследование социально-экономического развития 21 района Витебской области и их инфраструктуры;
  2. осуществлена сегментация рынка Витебской области по демографическому, географическому и экономическому признаку;
  3. собрана первичная информация посредством анкетирования 4725 субъектов, в том числе 1365 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 3360 физических лиц всех сельских районов Витебской области. Юридические лица опрашивались на предмет обеспеченности ресурсами и степени развития малого бизнеса в целом. Физические лица анкетировались с целью определения потребности в товарах и услугах как конечные потребители;
  4. получена вторичная информация от всех райисполкомов Витебской области, РУП «Вычислительный центр Главного статистического управлений Витебской области», Министерства по налогам и сборам РБ по Витебской области, Комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома, а также средств массовой информации;
  5. проведен анализ и интерпретация полученных данных, составлен отчет по проведенному маркетинговому исследованию;
  6. разработаны рекомендации по результатам маркетингового исследования с учетом незанятых рыночных ниш для развития предпринимательства в сельской местности, малых и средних городах Витебской области.

 Результаты проведенного маркетингового исследования свидетельствуют о том, что наиболее приоритетными видами деятельности для развития малого предпринимательства в сельских районах Витебской области на сегодняшний день являются:

  1. производство импортозамещающей продукции;
  2. производство, ориентированное на переработку продукции сельского хозяйства;
  3. производство, базирующееся на использовании имеющихся в регионе сырьевых ресурсах (лес, торф, пески, глина, сапропели, доломит и др.);
  4. сфера бытового обслуживания населения, в том числе выездного характера в дальние сельские населенные пункты (парикмахерские услуги, ремонт обуви, пошив и ремонт одежды, ремонт бытовой техники, ремонт и обслуживание автомобилей и др.);
  5. развозная торговля (в частности торговля бытовой химией, продуктами питания);
  6. транспортные услуги (пассажиро- и грузоперевозки);
  7. сфера физкультурно-оздоровительных и развлекательных услуг;
  8. общественное питание;
  9. пчеловодство;
  10. частная приемозаготовительная деятельность (молока, ягод, грибов и прочего);
  11. услуги проката (в том числе, прокат поддержанных товаров для детей, прокат бытовой техники, строительного оборудования, электроинструментов, туристического инвентаря и прочего);
  12. гостиничные услуги, в том числе гостевые дома;
  13. туристско-экскурсионные услуги;
  14. крестьянско-фермерская деятельность;
  15. агроэкотуризм;
  16. придорожный сервис (особенно, создание мини-гостиниц и СТО).

Кроме того, для физических лиц, в том числе, безработных, можно порекомендовать осуществление трудовой деятельности не только в сфере агроэкотуризма, но и занятие ремесленничеством, пчеловодством, ведение личного подсобного хозяйства, то есть тех видов деятельности, которые не обязывают к регистрации в качестве предпринимателя и не требуют больших финансовых затрат. Это позволит обеспечить самозанятость населения и, как следствие, не допустить повышения уровня безработицы.

По результатам анализа проведенного маркетингового исследования будут выпущены брошюры с общими выводами и конкретными рекомендациями для желающих заняться предпринимательством с учетом исследований по каждому району. В рамках данных рекомендаций будут даны советы по открытию собственного дела с учетом особенностей законодательства по развитию бизнеса в малых городах и селах; предложен список незанятых, либо слабо развитых рыночных ниш в производстве и сфере услуг по каждому району Витебской области. С целью ориентации сельских жителей на те виды деятельности, которые перспективно было бы развивать в конкретном районе, к данным брошюрам будут прилагаться примеры организации малых бизнесов и варианты типовых бизнес-планов.

 Выводы и рекомендации по результатам маркетингового исследования:
Бешенковичский район
Браславский район
Верхнедвинский район
Витебский район
Глубокский район
Городокский район
Докшицкий район
Дубровенский район
Лепельский район
Лиозненский район
Миорский район
Оршанский район
Полоцкий район
Поставский район
Россонский район
Сенненский район
Толочинский район
Ушачский район
Чашникский район
Шарковщинский район
Шумилинский район

Примеры организации малого бизнеса:
"Станция по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" 
"Парикмахерская"

Источник: http://www.vitinvest.biz/marketing/rural/

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter