Почему товарная марка стала тяготой для некоторых производителей

Марка с намеком

В середине 2000-х в нашей стране появилась контрольная марка на пиво, безалкогольные напитки, моторные масла, мобильные телефоны
Жизнь неумолимо галопирует вперед, за считанные годы превращая в «стариков» еще недавно передовые технологии. Не только цифровые, а буквально все. Например, в середине 2000-х в нашей стране появилась контрольная марка на пиво, безалкогольные напитки, моторные масла, мобильные телефоны… Она свидетельствовала: товар полностью чист перед законом — произведен или ввезен легально, с уплатой всех пошлин и налогов. Такая маркировка «вырезала» на рынке почти всех поставщиков контрабандной, а тем более контрафактной продукции. Львиная доля «серого» импорта выходила на свет божий и налоговый в первые месяцы после появления знака. Но прошло десятилетие, и марка из символа, защищающего честных поставщиков от демпинга нелегальных конкурентов, превратилась в нагрузку для некоторых производителей.

В свое время большинство «белых» поставщиков к дополнительной наклейке относились индифферентно. Надо — значит, надо. Хотя и не очень удобно: пришлось приобретать специальные маркеры, синхронизировать их работу с производственными линиями, обучать рабочих… Правда, десять лет назад некоторые виды товаров попали под маркировку по настоятельной просьбе самих поставщиков. По крайней мере, так утверждают налоговики — авторы проекта. И упирают на его эффективность: легальный импорт по некоторым сегментам рынка вырос в разы. 

Рисунок Николая ГИРГЕЛЯ  

Так оно и было, но в далеких 2000-х и не во всех сегментах рынка. Контрабандные пиво, газировка, квас, соки исчезли. Зато электронику как гнали тайными тропами, так и продолжают до сих пор. И расцвета отечественной телевизионной промышленности не произошло. Насколько эффективна система маркировки «во времени и пространстве»? Вопрос риторический. Во всяком случае, на тематическом круглом столе, организованном Ассоциацией европейского бизнеса конкретных цифр никто привести не смог. Не знали четкого ответа ни представители Минфина, ни налогового ведомства, ни Академии наук…

Зато производители сомневаются в необходимости контрольных знаков. Впрочем, их возмущает не сам факт их существования, а цена. В феврале этого года она выросла… почти в 4 раза! Квадратик для поллитровой бутылки газировки или кваса стоит целых Br 500. «Мне тяжело понять решение клеить на пакет детского сока стоимостью Br 5000 такой дорогой знак!» — делится своими терзаниями первый заместитель генерального директора ИП «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия» Андрей Рощупкин. Ему вторит исполнительный директор Гильдии пивоваров Владислав Скребцов: «Стоимость контроля не соответствует его эффективности. Стоимость контрольных знаков уже составляет 4% в розничной цене пива». Кваса и безалкогольных напитков — и того больше. Генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис разводит руками: в следующем году завод должен приобрести солода на 5 млн. евро, а контрольных знаков — на 3,5 млн. В чем логика? «Мы на маркетинг намного меньше тратим», — удивляется менеджер. Кстати, в том числе из-за дефицита бюджетов на продвижение продукции наше пиво проигрывает импортному, которое нагло увеличивает свою долю рынка. Нелегко в феврале пришлось и производителям детского питания. В ОАО «Гамма вкуса» сообщили: тогда цена марки оказалась практически равной, например, стоимости стеклянной баночки. Какую долю она занимала в себестоимости, лучше и не спрашивать. Ведь завод производит продукцию и совсем в крошечной упаковке — 100 граммов.

Правда, к середине весны под давлением производителей прайс на «контрольки» пересмотрели. Для пива ввели дифференцированный ценник в зависимости от объема тары. Сокам снизили до прежних Br 150 за марку. Для детского питания в таре меньше 250 граммов – вообще Br 75. Но безалкогольные напитки либерализация не затронула. «Больше всего тревожит, что все эти дополнительные затраты перекладываются на потребителя», — резюмирует главный бухгалтер этого предприятия Ирина Журавлева.

Печально, но за несколько часов дебатов за круглым столом так и не удалось выяснить причину роста стоимости контрольных марок. Но Br 500 за крохотный квадратик, а есть и более дорогие варианты, однозначно, намного выше реальной себестоимости. Казначейству США печать 100-долларовой купюры с глубокоэшелонированной защитой самыми разнообразными средствами обходится в 11—14 центов! Почти столько же стоят некоторые наши малюпасенькие простенькие «контрольки».

Не превращаются ли бумажные «значки» во второй акциз?! В любом случае, ситуация с ценой контрольных марок не совсем понятна отечественному бизнесу. А тем более зарубежному. Маркировка в той или иной форме существует во многих государствах, но затраты на нее занимают ничтожную долю в себестоимости продукции. А у нас может доходить до 5—7% и даже выше. Не самое лучшее ноу-хау.


volchkovvv@mail.ru    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter