Каратистка Мария Кулинкович о своем пути и Европейских играх

Мария Кулинкович: девушка в ударе

На I Европейских играх в Баку в соревнованиях по каратэ Беларусь представляла одна Мария Кулинкович. До пьедестала не хватило совсем чуть‑чуть — в официальных протоколах ее фамилия осталась на четвертой строчке. Сама же каратистка говорит: «Старалась выступить как можно лучше, но как получилось, так получилось…» А ведь на Играх в Баку Маши могло не быть вовсе: в спорт она вернулась незадолго до первого континентального мультиспортивного форума. Сейчас Мария Кулинкович готовится к II Европейским играм в Минске. После очередной тренировки каратистка рассказала о своем детстве, целях на главный старт в сезоне и о том, почему фингалы — не проблема.

На I Европейских играх в Баку в соревнованиях по каратэ Беларусь представляла одна Мария Кулинкович. До пьедестала не хватило совсем чуть‑чуть — в официальных протоколах ее фамилия осталась на четвертой строчке. Сама же каратистка говорит: «Старалась выступить как можно лучше, но как получилось, так получилось…» А ведь на Играх в Баку Маши могло не быть вовсе: в спорт она вернулась незадолго до первого континентального мультиспортивного форума. Сейчас Мария Кулинкович готовится к II Европейским играм в Минске. После очередной тренировки каратистка рассказала о своем детстве, целях на главный старт в сезоне и о том, почему фингалы — не проблема.

Мне 28 лет, и 19 из них я в каратэ. Когда‑то пришла за компанию с соседом, и в итоге он ушел из секции, а я осталась. Начало получаться, тренеры заметили. Родители изначально не были против, а когда вышла на высокий уровень, стала занимать призовые места на республиканских и международных соревнованиях, очень гордились мной.

Я выросла в Заводском районе Минска, возле Ангарской. Считается, что это не самый благополучный район. К счастью, мне никогда не приходилось применять свои навыки на улице или в школе — все ребята знали, чем я занимаюсь. К тому же всегда стараюсь решать проблемы мирно, в разговоре. Хотя знаю, что некоторым ребятам, которые занимаются каратэ, умения пригождались в жизни — в крайних ситуациях могли постоять за себя.

У нас достаточно травмоопасный вид спорта. Вообще, в каратэ превышать контакт нельзя — на соревнованиях судьи за это наказывают. Но большинство повреждений я получала именно на турнирах — на тренировках все стараются работать аккуратно. Бывали переломы: неправильно ударишь — и сломаны пальцы на руках или ногах. «Прилетало» и в голову, оставались синяки под глазами. Приходилось в школу ходить с фингалами, в гипсе. Я привыкла к этому, да и в моем окружении все знают, что я занимаюсь каратэ, поэтому не удивляются, если замечают на теле синяки.

Моментов, когда хотелось бросить спорт, хватало. Раньше у нас не было зарплат — ставок в команде было мало. А за что‑то нужно было жить, оплачивать квартиру, еду. Мне пришлось выбирать между работой и спортом. В свое время выбрала работу — пошла в фирму экономистом по дебиторской задолженности (я окончила экономический факультет БНТУ). Поначалу совмещала работу с тренировками, но это было сложно: уезжала в 7 утра в офис, потом ехала на тренировку и возвращалась домой в 9 — 10 часов вечера. Результатов с таким графиком не было, поэтому со спортом завязала. Проработала экономистом год, а потом позвонили тренеры. Поскольку я на тот момент еще занимала довольно высокую позицию в рейтинге, предложили вернуться. Я подумала, начала тренироваться и отбираться на I Европейские игры в Баку. Попасть на этот турнир из белорусских каратистов удалось только мне.

В Баку запомнилась Деревня спорт­сменов. Там было все для комфортной жизни и отдыха — и парикмахерская, и прачечная, и даже комната с видеоиграми. Соревнования были отлично организованы. Тогда из нашей команды я была одна и очень волновалась. На соревнованиях часто бывает мандраж. Иногда даже руки и ноги трясутся перед схваткой, но во время боя все проходит — остаешься только ты и соперник. На Европейских играх в Минске выступят 12 белорусских каратистов — думаю, мне будет гораздо спокойнее, чем в Баку.

II Европейские игры — главный старт в сезоне. Ответственность, конечно, чувствуется. Все же за нас будут болеть друзья и родные, а соревнования пройдут в нашей стране. Не хочется упасть в грязь лицом. А соперницы серьезные. Некоторые из них выступали на недавнем чемпионате Европы. У меня там не все получилось: в первом круге выиграла у испанки, хотя бороться с представительницей страны, принимающей соревнования, всегда непросто, а во втором круге попала на турчанку — первый номер олимпийского рейтинга в моей весовой категории. Борьба была равной, но за 15 секунд до конца поединка пропустила удар ногой и не смогла отработать его. Обидно, могла побороться за медаль. Но это хороший опыт. Если говорить о конкуренции в моей весовой категории — до 50 килограммов, в первую пятерку мирового рейтинга входят каратистки из Турции, Японии, Австрии, Германии. Лидеры рейтинга из европейских стран будут выступать и в Минске. И то, что мы встречались на чемпионате Европы и других турнирах, к лучшему: если, например, мне снова придется бороться с турчанкой, которой я проиграла на континентальном форуме, уже точно знаю, как с ней сражаться.

Олимпиада — это мечта всей жизни. На самом деле, когда узнали, что наш вид спорта включили в программу Олимпийских игр, изменилось многое: стало больше поддержки, в том числе финансовой, увеличилось количество соревнований — все делается для того, чтобы мы участвовали в рейтинговых турнирах и зарабатывали очки для попадания на Олимпиаду. Сейчас ближе всего к получению лицензии Антон Исаков — он занимает пятое место в олимпийском рейтинге. Но шансы отобраться на Игры в Токио есть и у других наших ребят: впереди еще квалификационный турнир, в котором лидеры, уже обеспечившие себе участие в Олимпиаде, выступать не будут. Если стать призером этих соревнований, задача отбора на Игры будет выполнена. Конечно, мне хочется выступить на Олимпийских играх. К тому же в 2024 году в Пекине нашего спорта в программе может уже не быть, поэтому, возможно, это мой единственный шанс выступить на Олимпиаде.

Отдых для меня — это море и тишина, если смотреть глобально. Суета, в которой находимся постоянно, надоедает, хочется спокойствия. Я люблю встречаться с друзьями, ходить в кино или, например, в кафе — выпить чаю, но выбраться куда‑то удается нечасто. Свободное время есть в воскресенье, но признаюсь, после насыщенной недели не очень хочется идти куда‑то — лучше лечь и отдохнуть.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter