"Маресьев" c Полесья

Алексей Маресьев был не единственным советским летчиком из тех, кто, лишившись ног во время войны, смог вновь сесть за штурвал самолета.
Алексей Маресьев был не единственным советским летчиком из тех, кто, лишившись ног во время войны, смог вновь сесть за штурвал самолета. Широкой публике его история (пожалуй, наиболее драматичная) стала известна после знаменитого произведения Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". О других "безногих летунах" мы знаем много меньше или не знаем вообще (что, естественно, не может умалять их мужества). А между тем среди них было два наших земляка. Белорус Иван Дюба выполнял боевые задания и сбивал самолеты противника с протезом вместо левой ноги. Герой Советского Союза Алексей Козлов летал без ступней обеих ног. И именно о нем - выдающемся сыне Лоева, 60-летие освобождения которого от гитлеровцев мы недавно отпраздновали, - сегодняшний рассказ.

...В послевоенные годы в Лоеве встретились два бывших одноклассника. Они не виделись большую половину жизни и, если бы случайно столкнулись на улице, ни за что бы не узнали друг друга. Оба - отставники ВВС, у каждого на груди - Золотая Звезда Героя. Только один вернулся в родной Лоев навсегда, а другой приехал на побывку из далекого Тирасполя, где обосновался после службы. Они с удовольствием бродили по улицам своего детства, вспоминали школу, побывали на Соже и Днепре, где когда-то купались и ловили рыбу. И все же один вопрос долго не давал покоя отставному полковнику из Молдавии Акиму Карпенко. В конце концов он не удержался и спросил напрямую: "Алексей, это правда, что у тебя нет ног?" И, увидев утвердительный кивок, был поражен: "И ты летал?.." Сам будучи летчиком, Карпенко прекрасно понимал, что значит летать без ног... Уже только за это человеку можно было "дать" Героя. Но Алексей Козлов стал Героем Советского Союза еще до того, как потерял ступни обеих ног.

В памяти Алексея Козлова день 3 марта 1944 года остался коротким и страшным.

...Ночью началась сильная пурга. Нелетная погода, практически нулевая видимость, и Алексей, не ожидая команды на взлет, спокойно спал в землянке безо всяких дурных предчувствий. Однако на рассвете его разбудил посыльный. Вызывали в штаб, а значит - вопреки погоде - Козлова ожидало срочное задание.

Алексею предстояло установить точную дислокацию недавно замеченных немецких танков и пехоты. С учетом погоды задание на грани невозможного. Но необходимость срочно обнаружить танки противника была чрезвычайной.

Почти вслепую Алексей бежал к взлетной полосе, застегивая на ходу куртку и щурясь от колючих порывов ветра. "Где наша не пропадала!" - мысленно улыбнулся он.

Набрав высоту, осмотрелся - все бело, опустевшие дороги едва видны. В заданном квадрате снизился и - ничего. На бреющем полете прошел над маленькой железнодорожной станцией. Опять ничего. А потом вдруг заметил на снегу идущие от рельсов в сторону леса припорошенные следы гусениц. Покружил над станцией, рассматривая окрестности. Так и есть - замаскированные танки притаились где-то в сосняке. Для проверки дал несколько пулеметных очередей. И хвойные ветви неожиданно пришли в движение. В разные стороны побежали люди. Еще несколько заходов - и Алексей увидел танки. Надо было возвращаться на базу, но что-то обожгло затылок, теплые струйки крови потекли по спине. "Зенитки", - с горечью подумал он и, едва сохраняя сознание, передал по рации на командный пункт координаты противника.

Очередные залпы зениток задели самолет, пробив фонарь кабины, повредив мотор и крыло. Алексей почти не помнил, как долетел до линии фронта - кровь заливала глаза, невыносимая боль в затылке затуманивала сознание. Потом остановился винт - окончательно "умер" мотор. Самолет ринулся вниз. Планировать практически не получалось - сказывались повреждения крыла. Да и состояние летчика было далеко не подходящим для столь сложной задачи. А внизу - скалы и лес. И не просто внизу - совсем близко, руку протяни. Вот сбита верхушка первого дерева, второго, третьего... Самолет уже не в небе - с жутким треском прокладывает себе путь среди верхних ветвей. И наконец врезается в землю, но почему-то не взрывается. Что было дальше, Алексей узнал через 20 дней.

Шесть суток он пролежал в снегу на морозе рядом с разбитым самолетом. Полумертвого его нашли солдаты аэродромной роты и доставили в полевой госпиталь. Через две недели Алексей очнулся. Вокруг суетились люди в белых халатах, и медсестра держала над ним кислородную подушку. Глаза застилала мутная пелена. Сил не было, но Алексей сумел-таки сбросить с себя простыню и с ужасом понял, что лишился обеих ступней. "Чтобы сохранить вам жизнь, пришлось, дорогой, ампутировать обе ступни", - сказал высокий немолодой хирург. Алексей все еще не мог поверить в произошедшее. "Да вы что! Как же я летать буду?!" - с отчаянием воскликнул он. А врач все так же спокойно констатировал: "Все, дружище, летать больше не придется. Не отчаивайтесь, дорогой мой капитан. Молодость и ваше богатырское здоровье все переборют. Надеюсь, вы найдете свое место в жизни..." Сказал и отошел к другому раненому. А Алексей остался один на один со своим несчастьем.

Дальнейшая жизнь... Высокопарные слова о невозможности жить без неба кажутся высокопарными только тем, кто никогда сам профессионально не был связан с небом. Алексей был летчиком, любил свою профессию и не представлял себя кем-то иным. А теперь надо было представить. И времени для этого у него оказалось предостаточно - он надолго застрял в полевом госпитале. Раны на ногах и руке постоянно кровоточили и не заживали. Слабело зрение. В палате он слыл самым нелюдимым человеком - весь ушел в себя. И все же размышлял Козлов только об одном - как вернуться в строй и стать полноценным летчиком. Тем более что он знал нескольких "безногих", вернувшихся в боевую авиацию. В том числе и земляка Ивана Дюбу, летающего без левой ноги.

31 год, большой боевой опыт. Алексей прошел финскую войну, воевал с первого дня на Отечественной, совершил 247 боевых вылетов, сбил 14 самолетов противника. Даже без ног он будет более полезен для армии, чем восемнадцатилетние, едва оперившиеся юнцы "взлет - посадка". Необходимо восстановиться настолько, чтобы строгая летная медкомиссия признала его годным к продолжению службы. И неизвестно, что было бы с ним в дальнейшем, если бы в госпиталь не приехал командующий воздушной армией.

Едва появившись на пороге палаты, генерал нарочито громко поинтересовался: "Где это наш сокол-герой?" Но Козлов, будучи не в духе, мрачно ответил: "Был сокол, товарищ генерал. Да фашисты крылья подрубили..." Командующий все так же браво продолжил: "Брось хандрить. Ты же настоящий герой!" И зачитал телеграмму из Москвы о присвоении Козлову звания Героя Советского Союза. А потом добавил: "В столицу тебя отправим. Там тебя подремонтируют!"

Надо ли говорить, что новости, с которыми явился генерал, подействовали на Алексея словно глоток живой воды? Это был реальный шанс добиться восстановления и приблизить свою мечту.

В Москве, в центральном авиационном госпитале, Козлов подружился с командиром авиационного полка подполковником Зайченко. Подполковнику пришлось еще хуже: он потерял не только ноги, но и зрение. Целыми днями товарищи по несчастью разговаривали о прошлом, об авиации и о послевоенном будущем.

Столичные врачи извлекли из затылочной части головы Алексея несколько осколков, и его зрение практически восстановилось. Через полгода он и его новый товарищ начали учиться ходить на протезах. Культи кровоточили, и каждый шаг давался болью и большими усилиями. Врачи предоставили усовершенствованные протезы и помогали советами. Теперь все будни Алексея были наполнены не бесплотными мечтаниями, а постоянными и изнуряющими тренировками. Наконец, ему удалось самостоятельно пройти полкилометра. Это была первая победа над увечьем. И теперь он знал, что обязательно вернется в небо.

В начале 1945 года "Маресьев" из Лоева предстал перед медицинской комиссией. Его долго и тщательно осматривали, заставляли прыгать, приседать, поворачиваться. Но затем еще дольше шло совещание врачей. И вот - вердикт. Не совсем такой, который ожидал Козлов. Вместо фронта Алексея направили на преподавательскую работу в летное училище. Война подходила к концу и потому в очередном экстремальном "безногом летуне" уже не было большой необходимости. А вот его опыт при подготовке летчиков действительно мог пригодиться.

...В училище мало кто знал, что у нового инструктора-преподавателя нет ног. Он летал и учил летать курсантов. Но ничем не выдавал, сколь ему мешают протезы. По воспоминаниям курсантов, новый преподаватель им сразу же понравился. Особенно его лекции о тактике воздушного боя и виртуозность в небе.

Однако у человеческого организма есть свои пределы. Тяжелые ранения Козлова все чаще давали о себе знать. И в 1948 году Алексею Васильевичу пришлось уйти в запас.

Он вернулся в Лоев - в старинный городок, в котором родился, окончил семилетку и откуда давным-давно отправился в большую жизнь. Ему было 35 лет, и все приходилось начинать сначала. Но Алексей недолго осматривался в незнакомой мирной жизни - словно заранее подготовил решение для себя. И потому вскоре в Лоеве появилась детская районная библиотека, заведующим которой стал основавший ее боевой летчик Алексей Козлов.

Эта библиотека работает и по сей день, хотя ее основателя и первого заведующего уже нет на свете 27 лет. В Лоеве Козлова не забывают и всегда поминают добрым словом. А лучшим памятником от земляков стало переименование в его честь улицы в городском поселке.

Вспоминали его и на праздновании 60-летия освобождения Лоева от немецко-фашистских захватчиков. В те октябрьские дни, когда советские солдаты форсировали Днепр, отвоевывая первые пяди белорусской земли, Алексей Козлов был далеко от малой родины. Но - тоже в бою. Все вместе делали победу. А значит, и без летчика дальней разведки Козлова, и без многоликого рядового Петрова-Иванова не было бы освобождения Лоева и Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter