Марафон на старой сцене

За три десятка лет гродненские кукольники много раз радовали зрителей отличными постановками...

Когда заходишь в Гродненский театр кукол, такое ощущение, будто бы на машине времени переносишься на пару веков назад: старинный интерьер зала на итальянский манер, удивительная акустика, идеальный обзор из ложи верхнего яруса... Так было здесь много лет назад, так и осталось. И конечно, завораживает сама сцена, где идут спектакли на вкус любого зрителя. Но если присмотреться, то блеск тут соседствует со скудостью. В глаза бросаются обветшавшие потолки и стены с трещинами, затертый пол, убогие кресла, устаревшие свет и звук. Десятки лет здание в историческом центре города — памятник архитектуры ХVIII века — дожидается капитального ремонта, но сроки его постоянно переносятся. И на этот год кукольный снова стоит в плане реконструкции, уже есть эскизный проект, вот только когда появятся здесь строители, никто до сих пор не знает.


Главный режиссер театра Олег Жюгжда, впрочем, не ропщет, что приходится работать в стесненных и некомфортных условиях:


— Нам часто доводится репетировать спектакли даже в холодном коридоре, потому что помещений на всех не хватает. У нас и хранилище забито под завязку, там некуда даже ставить куклы и декорации, сделанные своими же руками. Но такие мелочи не должны сегодня никого отвлекать. Прежде всего мы думаем о зрителе, который нам доверяет. Вот почему наш репертуар постоянно увеличивается, только на этот год намечено пять премьер. А еще труппу ждут гастроли и фестивали за рубежом. Так что сезон, а он у нас 30–й, юбилейный, невероятно насыщенный.


За три десятка лет гродненские кукольники много раз радовали зрителей отличными постановками, среди них — «Золушка», «Снежная королева», «Карлсон вернулся», «Морозко» и другие. Немало в репертуаре и спектаклей для взрослых: «Сон в летнюю ночь», «Трагедия о Макбете», а «Тутэйшыя» не сходят со сцены уже 20 лет. Олег Жюгжда с удовольствием называет самых опытных актеров — Галину Закревскую, Людмилу Павловскую, Ларису Микулич, Александра Бобровского, Юрия Менько, главного художника Ларису Микину–Прободяк, без которой невозможно представить сценографию театра.


В прошлом году труппу пополнили четыре молодых артиста, в том числе трое — из Минска и Гомеля. И на сегодня все актерские вакансии заняты. По числу творческих поездок за границу гродненские кукольники, несомненно, на ведущих ролях в стране, причем не только среди театров кукол. За последние годы труппа гастролировала в России, Польше, Литве, Германии, Франции, Голландии, Хорватии, Чехии, Румынии. И скоро надо снова собираться в дорогу: уже весной гродненцев ждут на театральных фестивалях в Рязани и Санкт–Петербурге.


Когда я узнал, что в прошлом году Гродненский театр кукол сыграл 464 спектакля, в том числе 350 — на стационарной сцене, то вначале не поверил: в труппе всего–то 22 актера. Но это действительно так. Хотя еще годом ранее кукольники не добирались и до четырех сотен постановок. Не менее поразила еще одна цифра: количество зрителей увеличилось сразу на 10 тысяч! И это при том, что в зале насчитывается всего 215 мест. Директор театра кукол Александр Игнатенко не скрывает, что чаще выходить на сцену артистов заставляет сама жизнь:


— Идеальный вариант — в год выдавать 220 — 250 спектаклей. Сегодня это нереально, ведь приходится зарабатывать деньги. Хотя я твердо убежден, что театр, особенно кукольный, никогда не станет самоокупаемым. Да, мы можем поднять цены на билеты, но ведь не надо забывать, что наши главные зрители — это дети, на них не заработаешь. К тому же постоянно выезжаем на село. Эти поездки для нас убыточные. И все же мы не хотим терять своего зрителя, которому из глубинки непросто добраться на спектакль в город. Вот и получается, что количество постановок увеличиваем. Сегодня подошли уже к такому рубежу, что «конвейер» надо сдерживать, иначе это серьезно скажется на качестве нашей работы. Такого допустить нельзя.


Чтобы сводить концы с концами и покрывать убытки, театр получает помощь из бюджета, на этот год запланировано выделение 724 миллионов рублей. Много это или мало? По сведениям «СБ», минские кукольники рассчитывают на 991 миллион, гомельские — на 1 миллиард 180 миллионов. Несмотря на рост количества спектаклей и обширную географию выступлений, гродненский театр на такие дотации не претендует. Остается одно — находить деньги самим. Только в прошлом году от продажи билетов выручили 211 миллионов рублей при заполняемости зала 93 процента.


Вот такая занимательная театральная бухгалтерия.


Но за свои средства ремонт здания все равно не потянуть. Максимум, что сделали, — обновили фасад старинного здания, облагородили несколько гримерок. Александр Игнатенко показывает мне программу реконструкции и технического переоснащения государственных театров страны на 2004 — 2010 годы, утвержденную Совмином. Там отдельной строкой говорится и о театре кукол в Гродно. Однако его очередь еще не подошла.


— Если уж нет средств на все здание, то нам хотя бы заменить кресла в зале, обновить свет и звук, сделать косметический ремонт основных помещений, — убежден Александр Игнатенко.


Кстати


Здание театра заложено в 1772 году как продолжение дворца гродненского старосты Антония Тизенгауза. Зал представлял собой полукруглое помещение в итальянском стиле с амфитеатром, ярусными галереями, на которых находились 22 ложи. В 1859 году зрительный зал после реконструкции «подрос» на один этаж. На сцене старейшего театрального здания на протяжении более 230 лет выступали различные стационарные труппы: театр Тизенгауза, польский театр С.Дешнер, русско–польский театр, польский театр имени Э.Ожешко. В 1945 — 1947 годах здесь временно обосновался Государственный русский драматический театр БССР, до 1983 года размещался Гродненский областной драмтеатр.


Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter