Как и по каким законам наступает деградация художника?

Мантия величия

Как и по каким законам наступает деградация художника? Как от нее уберечься?
Заметил, что в последнее время все меньше становится публичных людей, к мнению которых искренне прислушиваюсь, по которым “сверяю часы”. Кто-то уже высказался по полной программе, и добавить ему нечего. А кто-то, как флюгер, улавливает все общественные ветра, и мысль его заранее известна. Немало разочаровавших примеров, деградировавших личностей. И все потому, что “пропала крупиночка: гомеопатическое драже, крошечная доза холодного белого вещества”. Так поэт Осип Мандельштам определял понятие чести.



Как и по каким законам наступает деградация художника? Как от нее уберечься? Бывает деградация очевидная — снижение качественного уровня. Писал писатель хорошо и вдруг стал писать плохо. Сочинял композитор музыку, берущую за душу, и вдруг перестал. Ставил режиссер спектакли-события и вдруг опошлился. Хотя композитор Игорь Корнелюк, приезжавший в Минск с концертом, как-то заметил, что талант для него “величина математическая” и во внезапное отключение от “небесной розетки” он не верит. Нельзя уметь что-то делать хорошо и вдруг перестать. Однако такое все же бывает. И жизнь все чаще подбрасывает примеры.

“Двум Богам служить нельзя”, — говорил Булгаков устами профессора Преображенского в “Собачьем сердце”. Горько, когда творчество вытесняет политика или бизнес. А там, где политика, — всегда агитация. Там, где бизнес, — отстаивание своих интересов. Как только писатель Александр Солженицын вернулся из эмиграции и стал активно участвовать в общественной жизни, он закончился как писатель и ничего путного уже не написал.

Был хороший режиссер Никита Михалков, ранние вещи которого признаны эталонными экранизациями классики. Но как только объявил себя потомком старинного дворянского рода, занялся сначала, по слухам, алмазным бизнесом, а затем и виноделием, о чем уже с гордостью несколько раз рассказывал, так постепенно его режиссерский глаз и притупился. Прибавьте к этому постоянные публичные перебранки, отстаивание монархической философии, даже ответы якобы сбежавшей на Сицилию Ксюше Собчак в своем блоге “Бесогон-ТВ” (раньше оппоненты у Михалкова были как-то посерьезнее) — какая же психика выдержит! Гонит Никита Сергеевич общественных бесов только в одном ему ведомом направлении, но вот изгнал ли их из себя? Как иначе объяснить, что вручает себе же свой приз “Золотой орел” за всеми раскритикованный и неповоротливый “Солнечный удар”? Не слишком ли натужной получилась сцепка надломленных “Окаянных дней” с шедевром любовной прозы рассказом “Солнечный удар”? Одобрил ли бы такую сцепку автор обоих произведений Иван Бунин?

Юрий Любимов, всю жизнь воевавший с ветряными мельницами советского строя и провозгласивший неразделимость театра и политики, в конце концов, свою карьеру закончил в чаду коммунального спора по поводу не выплаченных артистам командировочных и еще чего-то там. И самими же артистами был отлучен от театра вместе с супругой. Не прониклись, получается, господа-актеры духом “политического театра” — свои командировочные ближе к телу.

Плотным кольцом доверенных лиц окружили российскую власть нынешние театральные ВИПы: Валерий Гергиев, Евгений Миронов, Анна Нетребко, Александр Шилов... Люди разных возрастов и разных школ. Через это получают финансовую поддержку на новые фестивали и спектакли. Как говорил товарищ Дынин в фильме “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!”: “Дети, вы — хозяева лагеря. От вас, друзья мои, только что требуется?” И дети отвечали дружным хором: “Дисциплина!” Отвечали все, кроме лоботряса Иночкина, уплывшего на другой берег. На Иночкиных, сохраняющих “лица не общее выраженье”, что в театре, что в жизни — вся надежда...

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter