Лишение родительских прав: кто виноват и что делать?

Мамы без долга

Судьбу одной из многодетных мам, которая лишилась не только своих детей, но и свободы, активно обсуждают могилевчане. Всего несколько лет назад перспективы у нее, можно сказать, были радужными: горожанка в дополнение к своей «однушке» построила еще две квартиры по льготному кредиту. Правда, справить новоселье у женщины, ее пятерых детей и внука из-за долга перед УКСом не получилось. А потом пошли расти неплатежи по квартплате по всем квартирам: за четыре года вместе с пеней набежало свыше пятидесяти миллионов рублей.

А тут еще и районная комиссия по делам несовершеннолетних высказала свои претензии к выполнению родительских обязанностей. «На полгода детей даже забирали в социальный приют. Но потом поверили обещаниям матери, вернули их домой. Однако лучше смотреть за ними она не стала», — отметила заведующая сектором Центра городских информационных систем Екатерина Сорока. В итоге история повторилась: трое младших деток вновь оказались под опекой государства, а их мама от возмещения расходов на содержание уклонялась. Завершилось все сменой места «прописки» женщины: сегодня она отбывает срок в колонии. 

Кто виноват в печальном финале? Не удивлюсь, если главная героиня этой истории считает: все кто угодно, только не она. Хотя у школьных учителей, представителей опеки, милиции, которым пришлось глубоко вникать в проблемы семьи, наверняка другое мнение, кардинально противоположное. Ведь порой получается, что напряженная, в том числе и по оплате коммунальных услуг, ситуация больше волнует власти и общественность, а не мам. Как, например, 37-летнюю Светлану Петрову. В неожиданных поворотах ее семейной биографии запутаться проще простого. «Всего детей восемь, — рассказала она по телефону. — Старшая уже сама мама, живет отдельно. Младшему два года». Официально — одинокая мать. Неофициально — есть гражданский муж. Помогают сестра и бабушка. Доходы? В основном детские пособия. «Проблема, — поделилась она, — у меня только одна: с коммунальными платежами». Долг зашкаливает: с мая 2013-го неплатежи выросли до 25 миллионов рублей. Пеня — вдвое больше. 

«Чтобы сумма не росла так стремительно, мы нашли возможность за счет государства установить Светлане счетчики учета расхода воды. Сейчас помогаем оформить документы на получение адресной помощи. Также обратились по месту ее бывшей работы, чтобы тоже помогли материально», — рассказала Екатерина Сорока. Работники расчетно-кассового центра в буквальном смысле ходят с должницей за руку. Волнуется ли она сама? Ведь прецедент временного изъятия детей у нее уже был. А во второй раз ситуация может оказаться еще сложнее… На этот вопрос Светлана отвечать не захотела — просто положила трубку. 

Только в областном центре в списке коммунальных должников более ста многодетных семей. Закон не позволяет применить к ним суровые меры воздействия вроде отключения воды, газа или электричества, отметила старший помощник прокурора Могилева Елена Шумейко. Тем более нельзя говорить о выселении. То ли совпадение, то ли нет, но чаще всего за квартиры годами не платят те из родителей, к которым есть вопросы и в деле воспитания их сыновей и дочерей. «Радикальные меры, то есть лишение родительских прав, — это, разумеется, трагедия, и в первую очередь для детей. Потому мы делаем все, чтобы этого не случилось, — подчеркнула зампредседателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Ленинского района Могилева Людмила Иванчикова. — Государство оказывает многодетным семьям колоссальную поддержку, гарантирует различные льготы. Не остаются в стороне и благотворительные организации: обеспечивают детей одеждой, обувью, канцтоварами, многим другим». 

Если для одних это просто помощь, но в целом они рассчитывают прежде всего на собственные силы, то другие, похоже, привыкают к постоянной опеке.

34-летней могилевчанке Антонине Сиваевой, матери семерых детей, добрые люди даже ремонт в ее двух социальных квартирах помогали делать. А также передавали вещи и продукты детям. Но, по всей видимости, средств все равно не хватает, потому что задолжала Сиваева не только без малого двадцать миллионов рублей за квартиру. Еще и свыше двух миллионов рублей за детский садик. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних ей сделали последнее предупреждение и дали месяц на исправление ошибок. 

Что предпримет могилевчанка, чтобы не потерять детей? Трудно сказать. Она уверена: государство должно списать ей долг. А также выделить в помощь соцработника, так как растить сыновей и дочерей трудно. К слову, сама официально нигде не работала. В будущем тоже ходить на службу не собирается. Людмила Иванчикова подчеркивает: «Декрет № 18 дал возможность воздействовать на тех родителей, которые не хотят выполнять свои обязанности по воспитанию собственных детей. Я не знаю ни одной службы, которая оставалась бы безучастной к судьбе маленьких граждан. Однако должно же быть и встречное движение. Ведь дети прежде всего нуждаются в заботе мам или пап. А это в первую очередь предполагает их ответственность за судьбу своих сыновей и дочерей».

Имена и фамилии мам изменены — дети ведь ни в чем не виноваты.

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter