«Мамина пластинка, выщербленный край…»

Самые старые товары в минских антикварных магазинах – монеты XV века

Самые старые товары в минских антикварных магазинах – монеты XV века

В странах Европы антикварные лавки располагаются в престижных районах, напоминают музеи и манят зайти даже неискушенного посетителя. У нас же в большинстве своем ютятся в подвальных помещениях с низкими окнами и вывесками такого же срока давности, как и товары на прилавках. На нескольких метрах площади десятки стеллажей и сотни вещей просто сбиваются в кучу. Нужная вещь не зацепит глаз знатока, а продавцы, как показала практика, не всегда могут помочь.

Я задалась целью отыскать самые старые вещи в антикварных лавках Минска, а заодно выяснить, откуда берутся раритеты и кому они нынче по душе.

Наш рынок антиквариата в кругах знатоков называют диким и неразвитым. Наложили свой отпечаток опустошительные войны. Оказалось, в столице едва наберется десяток антикварных лавок. Крохотные точки продаж разбросаны по всему городу. Впрочем, есть магазины и посолиднее. Многие в списках числятся, но давно не работают. По адресу пр. Независимости, 83а стилизованная под старину табличка «Антикваръ» осталась, а на дверях – навесной замок. Некоторые работают на дому: в одной комнате люди живут, в другой торгуют. Среди ценителей эти адреса на слуху и даже более популярны, чем магазины в центре.

Лавка на ул. Козлова работает почти два десятка лет. Элитные довоенные портсигары, шкатулки и подсвечники царской России, кубки… Внешне – очень убедительно, разве что смущает цена. Из самого старого – иконы XVII века.

Ключевое место для ценителей старины – Троицкое предместье: целых три лавки. Перечеркнутые цены говорят о распродажах, пустые залы и скучающие продавцы – о минимуме клиентов. Чешский хрусталь, фотоаппараты…

– А сколько им лет?

– Старые, девушка, старые… – вот и весь ответ.

Магазинные оценщики могут назвать (и то не всегда) только приблизительный возраст вещи. Например, XIX—XX века. Точно можно сказать только про вещи с гравировкой. Но их немного. Так что, покупая серебряную, как бы наполеоновских времен ложку за 350 тысяч, не удивляйтесь, если она окажется одногодкой советской хлеборезки с соседней полки за 14 тысяч.

На мой вопрос об изюминках магазинных коллекций продавцы разводят руками: в Беларуси с этим сложно. Специфический бизнес не держится на плаву еще и потому, что у нас нет богатых аукционных домов. По оценкам специалистов, сейчас в антикварных лавках Минска только 10 процентов товаров представляют ценность.

Если и найдется вещица посолиднее, то большая и дорогая. Статуэтка собаки из венского фарфора потянет на 11, серебряный шандал середины XVII века – все 78 миллионов. Из стильных подарков, которые можно сделать на день рождения, — чернильница 1886 года за 5 миллионов и венские часы из красного дерева за 10 миллионов.

Продавцы сами признаются: в нашей стране вещи старше XVIII—XIX вв. лучше не искать. Девяносто процентов вероятности нарваться на подделку. А заплатить втридорога. Можно, конечно, провести экспертизу. Но магазины таким не занимаются: процедура не из дешевых.

Самыми подлинными и старыми товарами во всех магазинах единодушно признали иконы и монеты. Иконы конца XVIII века можно купить за 2—3 миллиона, расшитые бисером из старообрядческой Ветки будут дороже. Немецкий талер 1871 года оценили в 250 тысяч, а шестиграммовую монету 1450 года – в 50 тысяч.

Есть еще один вариант. Ценители антиквариата днями напролет зависают на интернет-аукционах. Там можно торговаться, делать покупки и выставлять свои товары. Причем даже иностранцам. На соседних страницах здесь губные гармошки и военные ордена. Если продавцы не врут, после нескольких нажатий клавиш можно заказать покупку, например, штык и фляжку времен Наполеона за 250 и 50 долларов или ложку вермахта за 16 долларов. Бутылка с надписью «1807» – 50 тысяч, драгунская сабля 1907 года – 550 долларов. Среди военных и советских плакатов выделяется облигация Двинско-Витебской железной дороги за 1894 год и в 30 долларов ценой. Любителям бумажных реликвий – паспорта разных стран. По дешевке. Из любопытного и, возможно, стоящего, банкетка под ноги 1963 года за 30 долларов, прялка 1927 года и зонт царских времен. По душе иностранцам будет отражающая эпоху статуэтка штукатурщицы «Слава КПСС» за 40 долларов. Какой-то чудак выложил целый фотоальбом пуговиц. Из этой же серии – футляр без бинокля за 30 долларов. Вот только раритет это или шарлатанство? Сомнений – целый букет, ведь увидеть вещь можно только на фото...

---------------------------------------

Прямая речь

Елена СЕНЬКЕВИЧ, заведующая отделом европейского искусства стран Востока Национального художественного музея Республики Беларусь:

– Антикварного рынка как такового в Беларуси не было. Его толком нет и сейчас. У нас не развита антикварная культура. На экспертизу, как правило, приносят очень слабые вещи. Хорошие попадаются среди изделий декоративно-прикладного искусства, остальное оставляет желать лучшего. Сейчас чувствуются кое-какие изменения: возможно, что в этом году откроются два больших частных антикварных магазина.

---------------------------------------

Кстати

Оценить ту или иную вещь можно в Национальном художественном музее Беларуси. Экспертная комиссия работает каждый понедельник. Для проведения экспертизы с юридическими лицами заключается договор, частным лицам достаточно заявления. Владельцу следует предварительно позвонить и записаться на удобное для него время. Одновременно уточняется характер предмета, чтобы для проведения экспертизы пригласить компетентных в этой области экспертов. Цены на услугу фиксированные: визуальная экспертиза – 50 тысяч, с технико-технологическими исследованиями – 150 тысяч. По результатам экспертизы владельцу выдается письменное заключение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter