Источник: Знамя юности
Знамя юности

Делать ли с ребенком уроки? Педагог с 40-летним опытом и школьный психолог поделились мнением

Мама, вам десять!

Делать ли с ребенком уроки? Каждый сентябрь на родительских форумах эта тема неизменно залетает в топ. Мнений много, и все разные. Кто-то еще до первой линейки объясняет детям, что домашние задания – это их зона ответственности, а кто-то тайком проверяет тетради даже у одиннадцатиклассников. Вместе с учителем начальных классов, педагогом-психологом и мамой школьников попытались найти золотую середину.

Ваня Жук делает уроки сам, а его сестра Вера – с мамой

 Сделать круг из треугольника

Александра Жук, юрист из Молодечно, побывала по обе стороны баррикад. С сыном Ваней, который перешел в пятый класс, урок­и никогда не делала, а вот с третьеклассницей Верой этот номер не прошел:

– Еще до школы решили, что домашние задания – это Ванина зона ответственности. Поэтому с первых дней он сам мастерит поделки, решает примеры, учит наизусть стихотворения, причем не только те, что задали, но и дополнительные, чтобы получить +1 балл. Конечно, сын всегда может прийти к нам с мужем с вопросом, но основной пласт работы всегда выполняет сам.

В третьем классе отлаженная система дала сбой, рассказывает Александра:

– В первой четверти Ваня расслабился и нахватал семерок. Очень расстроился, потому что у одноклассников баллы были лучше. В итоге мы с ним выработали план выхода из кризиса: на каникулах прошли всю программу первой четверти, ликвидировали белые пятна. А затем я снова отпустила его в свободное плавание. Надо сказать, что сын урок усвоил и с тех пор очень старается: он постепенно поднял все четвертные отметки минимум на балл, а четвертый класс окончил практически на одни девятки и десятки.

Александра надеялась, что сможет повторить этот опыт и с Верой, но дочке такой сценарий не подошел:

– Вера тяжело привыкала к школе, а необходимость выполнять задания еще и дома вызывала у нее ярый протест. Если бы я начала «дожимать» ее и требовать самостоятельной работы, то могла бы окончательно отбить интерес к учебе. Поэтому стала делать уроки вместе с дочкой. Когда предмет нравится, Вера без проблем выполняет задания сама: она с удовольствием решает математику, читает. А вот выучить наизусть стихотворение, сделать упражнение по русскому или белорусскому языку – здесь пока нужна помощь. Как мы с мужем шутим, Вера – это треугольник, из которого мы медленно, но верно делаем круг, стесывая углы.

Александра планирует постепенно давать дочке больше самостоятельности:

– У меня нет установки, мол, к десяти годам школьник обязан все делать сам. Надо ориентироваться на конкретного ребенка, ведь у всех разный характер и тип нервной систе­мы. Поэтому универсального рецепта – помогать с уроками или нет – не существует, и я на собственном опыте в этом убедилась.

Никаких черновиков

Валерий Станчик, учитель начальных классов средней школы № 6 Жодино, педагог с 42-летним стажем, уверен, что на первых порах родители должны всегда быть рядом, даже в том случае, если задания ребенку по силам:

– В начальной школе домашняя работа несложная: она не предполагает новых тем и лишь закрепляет то, что уже разобрали на уроке. Задача родителей – внушить детям уверенность в себе. «Красиво прописал наклонную линию?» – «Молодец!» – «Решил пример?» – «Умница!» Когда ребенка хвалят, он и в классе все будет делать охотней и уверенней.

Со временем, когда школьник привыкнет к домашним заданиям, нужно постепенно переходить от совместной работы к самостоя­тельной:

– Причем переход должен быть плавным, без резких движений. В прошлом выпуске у меня был случай, когда мама накануне третьего класса объявила сыну: «Отныне у нас полный самоконтроль. Теперь ты все делаешь сам!» И мальчик, который до этого хорошо учился, стал резко скатываться. Пришлось звонить маме, чтобы прояснить ситуацию. «Все, самоконтроль отменяется!» – вздохнула она.

Особенно часто такая ситуация происходит перед пятым классом, и это большая ошибка, замечает Валерий Тадеушевич:

– У учителей даже есть поговорка: «В пятом классе ребенок опять первоклассник». Ведь ему заново нужно ко всему привык­нуть: к новым предметам, новым учителям, к необходимости переходить из кабинета в кабинет. Это огромный стресс, если резко взвалить на пятиклассника ответственность за выполнение домашних заданий, он просто сломается.

Как грамотно организовать процесс, чтобы домашка не съедала все свободное время? Для начала отказаться от черновиков и сразу выполнять задания в тетради, советует педагог:

– Черновики – это ненужная двойная работа, которая отнимает много времени и сил. Еще я не люблю, когда заставляют переписывать упражнения. Часто разбираю такие случаи на собраниях и прошу: «Поднимите руку те, у кого во второй раз написали лучше, чем в первый». И все молчат, потому что чем сильнее устал ребенок, тем хуже результат.

Затягивать с выполнением заданий до позднего вечера тоже не стоит, акцентирует внимание Валерий Станчик:

– К сожалению, нередки случаи, когда мама приходит с работы, готовит ужин, а в деся­ть вечера они с сыном или дочкой добираются до учебников. Как правило, все заканчивается слезами, потому что к этому времени ребенок уже физически истощен и не может продуктивно работать. В таком случае действительно лучше, если школьник все будет делать сам, но днем, оставляя на вечер только то, с чем не смог разобраться.

Вам никто не помогал? Да вы просто забыли

В начальных классах большинство детей физиологически не готовы к самостоятельной работе, делится мнением педагог-психо­лог Ждановичской средней школы Ольга Акулич:

– Тот же навык самоконтроля, без которого невозможно выполнение домашних заданий, обычно «дозревает» только к седьмому классу. Поэтому помощь родителей очень важна: ребенок должен чувствовать поддержку, причем не только в учебе.

От представителей старшего поколения часто можно услышать: «Вот нам никто не помогал!» Но это иллюзия, уверена Ольга Викентьев­на:

– Значит, вы просто уже не помните, как переписывали упражнение с черновика, который до этого проверила мама. Кроме того, в советское время была развита школьная взаимопомощь. Существовала система звеньевых, когда более сильные ученики подтягивали отстающих. Поэтому нагрузка на родителей часто действительно была меньше, но она все равно была.

Конечно, важно соблюдать баланс: не нужно контролировать каждую цифру и букву, если задание ребенку по силам, советует специалист:

– Как-то ко мне обратилась за помощью девятиклассница, отличница и олимпиадница. Девочка плакала: она устала от того, что мама слишком сильно контролировала ее учебу. Та звонила ей с работы каждые полчаса, проверяла: «Чем ты сейчас занята? А что ты уже сделала?» Пришлось объяснить маме, что это не помощь, как она думала, а прямой путь к неврозу.

КСТАТИ

Можно ли задавать домашку первоклассникам?

В инструктивно-методических письмах, которые размещены на Национальном образовательном портале adu.by, четко сказано: на протяжении всего учебного года учащимся первых классов домашние задания не даются. У учащихся вторых–четвертых классов не должно быть домашней работы в выходные, праздничные дни и каникулы, а также после письменных контрольных работ.

krupenkova@sb.by

Фото предоставлено Александрой Жук

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter