Мама Света собирается в 9-й класс

Обратная сторона раннего материнства

Ничего особенного в молодой пациентке, поступившей в Могилевскую областную детскую больницу, врачи поначалу не заметили. Но когда заглянули в документы, ахнули: Светлане всего 14, а она — уже мама! «Каждый год на Могилевщине 16 — 17–летние дети рожают детей. Но чтобы девочка забеременела в тринадцать, в моей практике впервые за 25 лет! — удивляется заведующая педиатрическим отделением для новорожденных и недоношенных детей Светлана Болвинова. — Беременность для зрелой женщины — серьезная психологическая и физиологическая нагрузка, а для несформировавшегося организма — неслыханное испытание. Хорошо, все прошло без особых осложнений. Мальчик появился на свет весом 3.700. Некоторое время был в реанимации — кислородное голодание, затем еще недели две у нас. На днях Светлану с сыном выписали домой. Из больницы ее забирали жених и мама».


В гости к Светлане, в деревню Светиловичи, я поехала вместе с главным педиатром Белыничского района Людмилой Точило.


— Наш фельдшер из Светиловичского ФАПа ее навещает каждый день, — по дороге рассказывает Людмила Михайловна. — И я раз в неделю буду. Слишком юная Света. Физиологически созрела для материнства, а психологически вряд ли. Восемь классов закончила, чему сына научить может? Хотя она в семье старшая, помогала матери растить младших пятерых ребятишек.


Случай столь раннего материнства у них в деревне местных жителей, как ни странно, не шокирует. Не удивляются они и тому, что мать Светланы Наталья в 32 года стала бабушкой:


— Она Светку родила, как школу закончила. И «посыпались» малыши. Двое — от первого мужа, третий — от второго, еще трое — от третьего. И ничего — растут. Наталья — непьющая, сейчас работает животноводом в местном СПК, внука вынянчить поможет.


Высокую девушку в белых брюках, полосатой кофточке, с детской коляской на деревенской улице я заприметила издали. Но, признаться, даже когда она повернула к ФАПу, не догадалась, что это Света.


— Наша самая юная мама, Зиначева, — знакомит нас заведующая фельдшерско–акушерским пунктом Ольга Воробьева. — Света всегда старше своих лет выглядела. Кстати, то, что она в «интересном положении», мне подсказали односельчане. В деревне ведь ничего не утаишь. Вот они и стали шептаться, что у школьницы с местным пастухом Денисом любовь. Света, конечно, все отрицала. А как–то примчалась: «Тетя Оля, я в автобусе ездить не могу, голова кружится и вообще — плохо». Я ее маме о своих подозрениях рассказала, а она: «Что вы сплетни распускаете!» Правда открылась в женской консультации, в Белыничах, куда я отвезла девочку: 11 недель беременности. Она не колебалась ни минуты: «Буду рожать!»


Мама Светланы Наталья не скрывает: когда узнала, что ее старшая дочь на сносях, расстроилась:


— Объясняла ей, как себя вести, и в школе им на эту тему фильмы показывали. Но случилось как случилось. Отговаривать дочь от того, чтобы рожать, конечно же, не стала. Аборт может привести к бесплодию, а я Свете такой судьбы не хочу. Да и не одна она сына растить будет. Я только из декретного отпуска на работу вышла, младшему сыну Стасику три года исполнилось. Но мы с дочкой решили: до 1 сентября она сидит с Егоркой, потом я за нее в декрет иду.


По словам Светланы, стать мамой в столь юном возрасте она, конечно, не собиралась. И Денис, с которым встречается полтора года, говорил: «Сначала школу закончи, специальность получи. СПК, где я работаю, дом нам выделит, тогда и о детях думать будем». И все же ее незапланированной беременности не испугался.


— Сказал, чтобы ни о чем плохом не думала, — улыбается Светлана, укачивая первенца на руках. — Хотя я не ему первому призналась о том, что в положении, а школьной подружке. Потом доктор узнала. А уж после мама и Денис. Боялась, что не поймут, осуждать будут. Но никто, даже одноклассники, за спиной не шушукался, пальцем вслед не показывал. Я рада, что у меня есть ребенок. Сама ведь, считай, всех братьев и сестер вынянчила: Настю, Леру, Владика, Жанну, Стаса. А у меня теперь два помощника — мама и Денис. Мы с Денисом расписаться хотим. Если СПК, где он работает, не выделит нам дом, переедем в тот, что дедушка отдает. Только ремонт сделаем.


1 сентября Светлана снова собирается сесть за парту, пойдет в 9–й класс. А после школы хочет поехать учиться в Белыничи — на повара.


— Когда до нас дошли слухи, что наша восьмиклассница в «интересном положении», пытались вызвать ее на откровенный разговор, — вспоминает завуч Светиловичской средней школы Анна Силкина, которая была когда–то классным руководителем и у мамы Светланы. — Но она все отрицала. А позже постарались помочь девочке психологически. Конечно, в том, что наша ученица стала мамой в 14 лет, нет ничего хорошего. И мы объясняем это остальным. Но изменить уже ничего нельзя. Обнадеживает хотя бы, что отец ребенка признал, а Светлана будет продолжать учиться.


В деревне верят, что Денис Свету не бросит. Хотя некоторые и сомневаются в искренности чувств: «Понимает парень: если не женится, в тюрьму угодит. За совращение несовершеннолетней». Девчонку не осуждают: «Что с нее взять — молодая, глупая». А о маме говорят: «Упустила ее Наталья. Слишком много времени уделяла молодому мужу, вот дети и отошли на второй план...»


Как выяснилось, отчиму Светланы всего 24 года. Отцу ее ребенка Денису — 23. И они — родные братья! Приехал как–то Денис в гости к родственнику да и остался. Теперь уже, наверное, навсегда. И педагоги, и медики очень на это надеются. «Девочка — спокойная, работящая, училась нормально, — твердят чуть не хором. — Конечно, без проблем не обойдется. И материальные трудности возникнут. Но с мужем легче, и родственники помогают. Вещей детских Егорке надарили. А коляску Денис со Светой сами купили».


И все же в том, что столь ранние браки могут быть счастливыми, опытные могилевские медики сильно сомневаются.


— Это только в сказках счастливый финал — свадьба, а ведь потом проблемы только и начинаются, — вздыхает Светлана Болвинова. — Конечно, хорошо, если дети растут в полной семье. Но ведь немаловажно, чтобы супруги любили и уважали друг друга. Недавно у себя в отделении застукала 16–летнюю маму, которая, сидя на подоконнике, распивала пиво с двумя парнями. Отчитала ее, погнала кормить малыша. А она: «Не ругайтесь, Светлана Анатольевна, это наши папы приехали». Оказывается, то с одним неделю гуляла, то с другим. Теперь вот решают, кто отец и на кого записывать ребенка... А ведь она такая не одна. За год через отделение проходят 40 — 50 несовершеннолетних мамочек, и далеко не все знают, от кого забеременели. Еще страшнее, что их родители не видят ничего стыдного и неправильного в том, что их девочки «принесли в подоле». А сами юные мамы чаще всего воспринимают собственное дитя как живую игрушку, которая, к сожалению, очень быстро надоедает...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter