Малолетние монстры

Как   борются   с   преступностью   несовершеннолетних   в   Минской   области?

Как   борются   с   преступностью   несовершеннолетних   в   Минской   области?

Их было трое: мужчина тридцати лет, тринадцатилетний подросток и шестнадцатилетняя девушка. Вместе пили. После очередной посиделки, провожая вечером домой самого старшего и видя, что тот очень пьян, решили с ним не возиться, а оставить ночевать под забором. Отойдя пару метров, вспомнили: самому младшему завтра четырнадцать, а у лежащего под забором приятеля вчера была зарплата. Решили отобрать, но в кармане оказалось только шесть тысяч…Спустя минуту из туманного сознания всплыло: назавтра компаньон проснется и сдаст их за воровство милиции. Следы мелкого хулиганства, рассудили, стоит устранить. Как? Девушка предложила: убить. Подросток согласился. Смерть наступила от двадцати шести ножевых ранений… 

Сколько злобы или, наоборот, бесчувствия должно быть в человеке, если в его голове могут рождаться такие мысли, если его глаза могут видеть такие сцены? Когда узнаешь, что на преступление идет несовершеннолетний, вообще становится не по себе. Этот случай, рассказанный специалистами отделения профилактики правонарушений несовершеннолетних управления внутренних дел Миноблисполкома, до сих пор вызывает здесь шок, хотя и произошло преступление достаточно давно — в феврале 2005-го. 

Впрочем, статистика того года и по количеству совершенных правонарушений несовершеннолетними также настораживала. Их зафиксировали 1656 (из них девять убийств), групповых — 654, совершенных в пьяном виде — 424, повторно совершенных — 630... И это только в Минской области!  Благодаря целенаправленной работе всех ответственных структур и заинтересованных лиц, в том числе и усилиями отделения профилактики правонарушений УВД Миноблисполкома цифры 2006 года удалось значительно сократить. 

Так, в целом количество совершенных злодеяний уменьшилось почти на десять процентов, но особенно важно, что подростки стали реже идти на преступление в нетрезвом виде (424 правонарушения в 2005 году к 397 в прошлом). Такой результат, говорит начальник отделения Андрей Амбражей, получился, конечно, не сам по себе. Не прошла даром та профилактическая работа среди подростков, которая была направлена главным образом на пропаганду здорового образа жизни в противовес пьянству. 

На особом контроле специалистов отделения — неработающие и ранее судимые, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Они — группа риска, так как чаще всего идут на преступления. Но целенаправленная работа с ними тоже дает плоды. За прошлый год такие лица совершили на шестьдесят четыре преступления меньше, чем в 2005 году. Впрочем, это все всего лишь цифры. И хотя любая цифра заставляет задуматься, страшнее все же  самосознание подростков, преступающих закон. Они непредсказуемы и непонятны. 

Интересно, что в мире преступности тоже есть свои особенности и, если можно так сказать о среде беззакония, законы и правила. 

Например, рост количества  преступлений летом. Для того чтобы снизить статистику по правонарушениям подростков во всех смыслах в горячий период, постоянно действует межведомственная республиканская программа «Забота». Ее цель: обеспечить праздно проводящих время ребят работой, вовлечь в организованные формы досуга — военно-спортивные лагеря, стройотряды. 

Кроме этой, ежегодной стала акция «Семья», в ходе которой рабочая группа из сотрудников милиции, представителя центра занятости, исполкома посещает каждую неблагополучную семью. Определяют, в каких условиях проживает ребенок, а если они неудовлетворительные, решают, стоит ли ему там оставаться. 

Те же цели преследует и впервые проведенная в минувшем году с 1-го по 30 декабря по инициативе Министерства внутренних дел республиканская профилактическая акция «Семья без насилия». Она, правда, менее лояльна по сравнению с предыдущей. Первая в основном направлена на беседу, призыв, а рабочая группа второй, состоящая из работников здравоохранения, культуры, образования, представителей СМИ и исполкома, действует более радикально. Если условия проживания она находит неприемлемыми для ребенка, то последнего отправляют в социальный приют. Таких детишек только за прошлый год — 98. Восемьдесят пять из них, возможно, не вернутся к своим родителям никогда, так как уже подготовлены и переданы в органы опеки и попечительства материалы о лишении мам и пап родительских прав. 

Кроме всей этой работы, важным и традиционным аспектом деятельности отделения профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД Миноблисполкома стали выездные заседания судов в школы с приглашением на них учеников. Делается это для того, чтобы, как говорится, неповадно было другим. Общественные суды ждут и родителей, уклоняющихся от воспитания детей. 

Большая проблема сегодня, отмечает Андрей Константинович, незаинтересованность некоторых работников сферы образования в выявлении подростков-преступников. Зачастую информация о том, что ученик преступил закон, до работников милиции или не доходит вообще, или об этом заявляют родители другого пострадавшего ученика. Такая апатия классного руководителя, директора, социального педагога объясняется просто: если есть правонарушение, значит, плохо ведется профилактическая работа. А проблема между тем растет как снежный ком. Информация о нарушителях дисциплины в сводки милиции не поступает, следовательно, работа с ними не ведется, поставить на учет их тоже нельзя. Подросток, чувствуя свою безнаказанность, волен и дальше совершать все, что ему заблагорассудится. 

Как видно, одна проблема преступности в среде несовершеннолетних включает в себя еще множество различных, так сказать, болевых точек и неувязок. Да, количество тяжких преступлений — убийств, грабежей, разбоев — удалось сократить, но все же 3509 ребят состоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних Минской области. Есть среди них, конечно, и девушки. Кстати, за минувший год они совершили 571 преступление, в основном это кражи и хулиганства. 

 Так почему же еще, по сути, дети идут на зверские, страшные действия? Андрей Амбражей отвечает: «Мотивы могут быть разные. Кого-то на злодеяние толкает зависть. Кого-то — желание прослыть «героем». А иногда, увы, подросткам из неблагополучных семей просто нечего есть...» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter