Мало только крыши...

НЫНЕШНИЙ год порадовал белорусских аграриев богатым урожаем капусты, моркови, свеклы и лука. Об этом свидетельствуют низкие цены на традиционных осенних сельхозярмарках по всей стране. Жители городов и весей массово запасаются овощами на зиму. С экономической точки зрения отдельные краски осенних сельхозярмарок не такие уж и радужные. Овощеводческая отрасль страны, несмотря на масштабную государственную программу ее развития, вживается в реалии современного бизнеса порой не с помощью четкого отслеживания рыночной конъюнктуры, а дедовским методом тыка. Почему?..

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в мире теряется около половины фруктов и овощей. У нас, похоже, не меньше. Почему?..

НЫНЕШНИЙ год порадовал белорусских аграриев богатым урожаем капусты, моркови, свеклы и лука. Об этом свидетельствуют низкие цены на традиционных осенних сельхозярмарках по всей стране. Жители городов и весей массово запасаются овощами на зиму. С экономической точки зрения отдельные краски осенних сельхозярмарок не такие уж и радужные. Овощеводческая отрасль страны, несмотря на масштабную государственную программу ее развития, вживается в реалии современного бизнеса порой не с помощью четкого отслеживания рыночной конъюнктуры, а дедовским методом тыка. Почему?..

ПОСЛЕ неурожая 2010 года цены на капусту, морковь, свеклу и лук резко подскочили. В выигрыше оказался тот, кто отвел под них большие площади и сохранил до весны. На следующий год многие хозяйства захотели обогатиться таким же образом и без всяких подсчетов и прогнозов в разы увеличили посевы этих культур. В результате нынешней весной, имея переизбыток овощной продукции, мы вынуждены были сбывать ее за полцены на экспорт даже из стабилизационного фонда.

Ситуация может снова повториться, хотя производители несколько и уменьшили посевные площади. В Минской области, к примеру, Государственной комплексной программой развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства предусмотрено довести производство овощей в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах до 137 тысяч тонн лишь к концу 2015 года. Однако, по прогнозам специалистов облсельхозпрода, в регионе нынче их соберут около 130 тысяч. Конечно, это не прошлогодние 188 тысяч тонн, но цифра тоже внушительная. Особенно если учесть, что темпы наращивания объемов хранилищ и переработки явно не поспевают за производством.

Для реализации овощей в межсезонный период в стабилизационные фонды страны до 15 ноября планируется заложить 35,3 тысячи тонн капусты, 17,5 тысячи тонн моркови, более 13,3 тысячи тонн свеклы, 17,1 тысячи тонн лука. По подсчетам специалистов, их хватит, чтобы полностью обеспечить потребности до начала следующего лета. Эти зимние запасы будут храниться в наиболее продвинутых в техническом и технологическом плане условиях. Наша газета уже писала о минском унитарном предприятии «Партизанское», которое оснащено современным оборудованием и занимает на столичном рынке розничной торговли порядка 50 процентов от всего объема реализации картофеля и овощей. После модернизации складских объектов у него появилась реальная возможность обеспечивать сохранность заготовок на максимально продолжительное время.

Такие же предприятия работают во всех крупных городах республики. Однако проблем перепроизводства овощей они не закрывают. В нынешнем году в стабилизационные фонды страны будет заложено 83,2 тысячи тонн капусты, моркови, свеклы и лука. А ведь только одна Минщина вырастила около 130 тысяч тонн овощей. Конечно, часть их была реализована для летнего потребления, весомая часть уйдет на переработку, но учитывая, что и у других областей не менее активные подходы к производству витаминной продукции, можно считать, что стабфонды — малые латки на большой прорехе в возведении зимних хранилищ.

ПРИ НАШИХ подходах к укрупнению хозяйств и нацеленности на создание холдингов нынешняя практика массового переоборудования в хозяйствах приспособленных помещений под малые хранилища кажется бесперспективной. Распыляя средства, мы вряд ли продвинемся на внешние рынки, а внутренний, как видим, и так перенасыщен. Для того чтобы продукция в процессе хранения не теряла вкусовых качеств и товарного вида, ее не просто нужно уложить под крышу, а создать в помещениях сверхточный микроклиматический режим по выверенным технологиям. Можно, конечно, утеплить старый сарай и назвать его овощехранилищем, но, как показывает жизнь, продукция после долгого нахождения там становится не лучше перезимовавшей в полевых буртах.

В этом плане заслуживает осмысления опыт российских аграриев, которые идут по пути создания агропромпарков в крупных городах. Один из них уже возводится в Ульяновской области, где завершается строительство круглогодичного низкотемпературного склада для контейнерного хранения 12 тысяч тонн овощей и фруктов. Кроме того, здесь же в 60 крытых торговых павильонах будет работать стационарный розничный рынок, где смогут круглый год реализовывать собственную продукцию не только крупные сельхозпредприятия региона, но и фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств, садоводы. Предполагается также строительство открытой площадки для торговли дарами полей и огородов «с колес» на 150 большегрузных автомобилей. В ближайших планах агропромпарка — установка технологических линий по переработке овощей и фруктов, создание центра логистики, что в дальнейшем позволит решить проблему сбыта продукции за пределы региона.

К сожалению, у белорусских овощеводов пока нет таких перспектив. Вот и стремятся они продать свои овощи по низкой цене с осени, не надеясь на весенние прибыли. Другими словами, пусть и с убытком для себя, но перекладывают заботу о рациональном использовании выращенного урожая на плечи потребителей. В сущности, разницы большой нет, где сгниют овощи: в приспособленных хранилищах сельхозпредприятий или в городских квартирах и гаражах.

МОЖНО, конечно, запасов на зиму не делать, ведь все есть в ближайшем магазине. Однако даже в дорогих супермаркетах, как выяснилось, покупки сопряжены с риском. И вот почему. Сети проводят своего рода аукцион среди поставщиков: кто предоставляет продукцию по более низкой цене, у того и покупают. То, что овощи в одном магазине стоят в десять раз дороже, не говорит об их качестве. Сети могут купить их у поставщика по 600 рублей, а продавать по 6 тысяч. Покупатель в дорогих магазинах платит ведь не только за товар, но и за атмосферу. Многим важен престиж, сам факт приобретения продуктов именно в элитном супермаркете. На самом же деле качество товара в магазинах разной ценовой категории примерно одинаковое.

Как признался сотрудник одной из известных торговых сетей, вопрос качества продукции ритейлеров мало волнует. При закупках овощей обычно смотрят на их внешний вид: они должны быть желательно одинаковы по размеру и выглядеть свежими — словом, привлекать покупателя. О пестицидах и нитратах никто и не задумывается.

Но как же так? Да очень просто, поясняют эксперты. По их словам, ситуация не была бы так абсурдна, если бы в магазинах и на рынках действовал жесткий входящий контроль за продукцией. На деле то же руководство крупных торговых сетей, не говоря уже о владельцах маленьких магазинов, слепо верит документам, которые предоставляет поставщик.

В этом плане заслуживает внимания опыт Венгрии, где каждый мелкий фермер, выходя торговать на рынок, должен иметь при себе журнал с указанием того, какие удобрения и в каких количествах он использовал при выращивании своей продукции. И каждый производитель там знает, что к нему в любой момент может прийти инспектор и взять его товар на экспертизу. Если обнаружат нарушения, производителю грозит огромный штраф.

Белорусский же потребитель практически беззащитен и легко может стать жертвой обмана. Чтобы этого не случилось, нам необходимо ввести такой же жесткий контроль, как в Венгрии, или же воспользоваться примером россиян, которые в Госдуме готовят специальный законопроект, позволяющий потребителям узнать, какие продукты экологически чистые, а какие — нет. Товары, соответствующие «зеленым» стандартам, там будут маркировать определенным знаком. По оценкам, стоить они будут на 30 процентов дороже. Но основные затраты понесут не покупатели, а государство, которое должно будет вложиться в продвижение идеи здорового питания.

В Европе также решают проблему путем стимулирующих выплат предприятиям, которые решили перейти на экостандарты (от 210 до 900 евро за гектар). Экофермерам к тому же продолжают доплачивать за поддержание своего «чистого» хозяйства (от 170 до 720 евро за гектар).

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ около половины собираемых в странах Евросоюза овощей и фруктов списываются на потери и выбрасываются. Об этом, в частности, сообщают бельгийские СМИ со ссылкой на исследовательский проект ЕС, посвященный мерам по сокращению такого разбазаривания. Потери происходят всюду: на стадии выращивания и сбора, во время транспортировки, продажи и, в конечном счете, у потребителей.

Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, 20 процентов теряется в процессе производства овощей и фруктов. На транспортировке — около 5,5 процента, еще 7,5 процента — на полках супермаркетов. Потребители портят и выбрасывают 13 процентов.

Надо полагать, эти цифры у нас меньшими никак не будут.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter