Распродажи: маркетинговый ход или шанс выгоднее приобрести нужный товар?

Мало не закажется

Магазины предлагают покупателям товары с головокружительными скидками до 90 %. Но во время сезонных ценопадов важно не попасть в маркетинговые сети. Как сэкономить на покупках и не стать жертвой мошенников?

Фото из архива «СБ»

Заманчивые предложения

«Черная пятница», «киберпонедельник», «распродажа 11.11» — сейчас едва ли не каждый магазин анонсирует аттракционы невиданной щедрости. Как раз на днях искала плойку для создания волнообразных локонов. Так, мультистайлер в крупном онлайн-магазине бытовой техники и электроники предлагают за 79 рублей, причем рядом зачеркнута цена 89 рублей. Заманчиво. Но на всякий случай захожу еще на несколько порталов: там разбежка цен от 75 до 100 рублей. Что интересно, самое выгодное предложение я нашла в торговом центре — без скидок плойку продавали за 59 рублей. Вывод прост: на одну и ту же модель в разных магазинах цены отличаются, и порой существенно. Поэтому перед покупкой не ленитесь изучить и сравнить предложения нескольких ретейлеров и производителя.

Влад Макаревич, старший преподаватель кафедры цифровой экономики экономического факультета БГУ, не сомневается, что во время распродаж вся потребительская индустрия работает на то, чтобы вытянуть из кошельков граждан побольше денег:

— В наше время каждое посещение интернет-магазина или торгового центра может привести к бессмысленным тратам.

Как не поддаться маркетинговому гипнозу? Первым шагом к осознанному потреблению станет понимание того, что скидка или акция — не всегда выгодное предложение, уверяет Влад Макаревич:

— Специалисты используют различные приемы, чтобы привлечь внимание и убедить клиента потратить деньги. Зная эти уловки, вы сможете действовать в своих интересах. Например, просмотр истории цен может рассказать больше, чем красочный баннер со словом «скидка». Используйте онлайн-инструменты и приложения для отслеживания цены, чтобы узнать, не искусственно ли завышена стоимость перед акцией. Это даст вам возможность оценить, насколько предложение выгодно на самом деле.

Еще эксперт советует сравнивать цены не только между магазинами, но и учитывать стоимость доставки и налоги. Иногда товар со скидкой в одном месте может стоить дороже после дополнительных расходов, чем тот же товар по обычной цене в другом месте.

— Лист желаемых покупок — ваш компас в мире потребления. Он поможет сосредоточиться на том, что действительно нужно, и избежать импульсивных трат. Лучше перед шопингом закладывать бюджет на покупки и придерживаться его. Это дисциплинирует, — отмечает Влад Макаревич.

Среди рекомендаций в «распродажный» сезон также подписка на рассылку от любимых брендов. Такой подход помогает следить за акциями и выбирать лучшее время для покупок.

Фото pexels

Дисконтная колода

Сегодня набирают популярность приложения, которые позволяют хранить скидочные карты в виртуальных кошельках. Александр Кравченко, кандидат экономических наук, доцент, уверяет, что владельцам магазинов все равно, какой картой пользуется клиент — виртуальной или пластиком:

— Система лояльности продолжает работать. Конечно, есть элемент рекламы, когда из кошелька выглядывает карточка определенной сети, которая может напомнить владельцу о скидке. Но это не ключевая цель. Главное — сформировать группу лояльных потребителей, которые будут «преданы» одному магазину, а еще собрать о них как можно больше информации. Чем чаще вы возвращаетесь со своей картой, тем выгоднее магазину. Там составляется портрет покупателя с его предпочтениями — это позволяет пересматривать ассортимент, запрашивать у производителей скидки на определенные позиции, легче выстраивать товарную политику.

По словам эксперта, опыт различных стран показывает, что в последние годы чаще всего встречаются смешанные системы — карточки и спецприложение на телефоне:

— Компаниям такой подход выгоден. Клиенту можно отправить сообщение, напомнить о себе. Всплывают таргетированная реклама, приглашения за покупками. Популярность приобретает геймификация — использование игровых приемов для повышения эффективности рекламных кампаний. Например, предлагают потрясти смартфон и увидеть скидку.

Еще создаются особые чаты потребителей, которые обмениваются накопленными купонами. Например, одному достался скидочный бонус на корм для животных, а другому — на автозапчасти. При желании их можно обменять.


— Компания может быть в этом заинтересована. Так, одна из крупных розничных сетей пытается создавать социальные сообщества своих потребителей. Но это непростая задача. Даже если магазин выпустит свое приложение, все сразу туда не устремятся. Это более длительная, кропотливая работа, — говорит Александр Кравченко.

Раньше чаще встречались прямые скидки, но со временем их вытеснили кешбэки, накопления баллов. Сегодня, даже если клиент забыл свою «скидку», достаточно на кассе назвать номер телефона — информация высветится в базе.

— Важно понимать, что за бонусы мы «продаем» информацию о себе. Есть исследования, которые показывают, что этих данных хватает, чтобы идентифицировать клиента. Даже если убрать номер телефона, то система покажет, как часто вы ходите в магазин, что выбираете, и все это составляет картину вашего образа жизни, — отмечает эксперт.

Дисконтные карты раздают практически все магазины. Так компании надеются, что вы станете лояльным клиентом и будете выбирать их, а не конкурентов. Если на первом этапе это работало, то сегодня, чтобы привлечь к себе, приходится придумывать новые ходы, рассказывает Александр Кравченко:

— Думаю, сейчас многие не вникают, как работают их бонусы, особенно если они балльные и непрозрачные. Сегодня в некоторых странах применяются лотерейные системы, когда скидка появляется случайно.

В ТЕМУ

В сезон распродаж активизируются мошенники. Исследования компании Kaspersky показали, что в этом году в мире было выявлено более 13 млн фишинговых атак. Злоумышленники маскируются под популярные маркетплейсы, люксовые бренды, магазины гаджетов. А с октября количество доменов, использующих словосочетание «черная пятница» (black friday), выросло в три раза. Среди таких сайтов встречаются как полностью выдуманные магазины, так и правдоподобные копии реальных онлайн-площадок: поддельные страницы магазинов одежды, бытовой техники и электроники.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter