Маленькому человеку — большую заботу

Первый год жизни ребенка во многом моделирует его дальнейшую судьбу Первый год жизни, как правило, открывал перед ребенком новое пространство бытия. Он начинал самостоятельно постигать мир. Конечно же, у опытных бабушек в запасе окажутся еще многие и многие секреты того, как помочь взрастить своих внуков и максимально защитить их от отрицательного воздействия внешней среды. В связи с тем что современные молодые семьи хотят жить самостоятельно, отдельно от своих родителей, и у них не всегда “под руками” может оказаться всезнающая бабушка, мы приведем целый ряд правил народной культуры, которые касаются поведения взрослых по отношению к младенцу.

Первое слово матери
* Первое, что услышит ребенок, это голос матери — добрые, нежные, ласковые слова, с помощью которых он начинает познавать, осознавать и узнавать окружающий мир. Этому творческому процессу способствовали прежде всего колыбельные песни, которые всегда служили приобщению к народной культуре, традициям, формировали словарный запас ребенка, а также картину мира, выраженную в языке. Ребенка баюкают и голуби-гули, и котики-воркотики, и зайцы-побегайцы и другие представители сказочного и вполне реального мира.
* Давно замечено, что ребенок, который слышит колыбельные песни, пестушки-”забаўлянкi”, раньше начинает “гулить” — произносить первые звуки, а затем и слова.
* Исполнение колыбельной песни сопровождалось укачиванием ребенка в люльке или колыске. Сегодня идет много споров о благоприятном и неблагоприятном воздействии на ребенка укачивания. Но если проанализировать состояние ребенка в лоне матери, когда он покачивался в теплых водах в такт ее ходьбе, движению на протяжении девяти месяцев, то переход в другое состояние для него не может не вызвать болезненных ощущений: надо самому дышать, самому есть, самому переваривать пищу, самому засыпать и т.д. Так, может быть, стоит помочь нашему малышу постепенно привыкать к этому миру и подумать о пользе укачивания малыша и его постоянного физического контакта с матерью. И сегодня во многих негритянских племенах матери после рождения носят ребенка за плечами: он уже привык и сроднился с ее ритмом. Многими учеными мира уже доказано, что чем больше младенец находится в непосредственном контакте с матерью, тем лучше и быстрее он развивается и в физическом, и в психическом плане.

Первые приемы массажа
* Первые приемы массажа, воздушное закаливание, которое происходило между пеленанием и переодеванием ребенка, всегда сопровождались особыми стихотворными приговорами, которые наши прародители в отличие от нас знали в большом количестве:
“Пацягушкi, парастушкi,
у поперак таўсталюшкi,
у ножкi — хадаюшкi, у ручкi —
хватаюшкi,
у раток — гаварок, у галоўку —
разумок”.
Образные, порой незатейливые песенки и стишки в сочетании с движениями дарят детям множество положительных эмоций и ярких впечатлений. Недаром в народе говорили: “Не от еды растет, а от радости”.
Первая прогулка
* Безусловно, нельзя оставить без внимания первую прогулку малыша. Отправляясь в путь, пожелайте и себе, и малышу доброй дороги, прочитайте молитву или оберег, которые близки вашему сердцу:

“Ангел мой, пойдем со мной.
Ты — впереди, а я за тобой”.

“Сила неба, дай мне защиту. Сила неба, дай моему ребенку защиту. Ляг, оберег, на мой порог, на мой след — от напрасных слез и от всяких бед. От врагов, коих я знаю, и тех, кого я не знаю, от лжи, от воды, от огня, от ран, от слова и от меча, от младшего и от старшего, от первого и от последнего. Как сила от неба, так и помощь от Бога. Аминь. Аминь. Аминь”.
* Чем меньше вы будете показывать ребенка до года посторонним людям, тем спокойнее он будет.
* Если кто-то пристально смотрел на вас или вашего ребенка, необходимо про себя сказать:
“Соль таму ў вочы, хто дабра нам не хоча”.
Первый зуб
* Многовековые народные наблюдения говорят о том, что если у ребенка первым вырос верхний зуб, то такой человек не будет долговечен или будет несчастен и неудачлив во всем. Поэтому, как только появлялся верхний зуб, выговаривали так:

“Отговариваю от лихой беды, от напрасной смерти, от зуба верхнего раба Божьего (имя). Призываю в помощники Спасителя и Крестителя. Отведите рок от раба (имя). С этого часа и с этой минуты и по всему веку. Аминь”.

* Когда у ребенка выпадал первый молочный зуб, его бросали за печь, а малыша учили при этом проговорить так:

“Мышка, мышка, на тебе костяной зуб, дай мне железный (золотой)”.
Первые
азы воспитания
m Мало кто не вспомнит детское стихотворение о сороке-воровке, которая кашу варила и деток кормила. Всех она угостила, но голодным остался тот, который не участвовал в общем деле. Таким образом наши предки вкладывали в сознание маленького человека самый главный жизненный принцип: труд — всему голова, так как “без труда не вытащишь и рыбки из пруда”. Традиционные нормы общественного поведения формировались без нотаций и нравоучений. Кроме того, игра с пальчиками ребенка приводила к быстрому усвоению устного счета натуральных чисел:

“Раз, два, три, четыре, кошку
грамоте учили,
не писать, не читать,
а за мышками скакать”.

“Раз, два, тры, чатыры, лiска
курачак лiчыла,
пяць, шэсць, сем, восем, толькi
пер’е засталося”.

“Бег сабака цераз мост,
чатыры лапы, пяты хвост”.

Первое слово
* Через восприятие звуков, которые окружали малыша, формировалось его сознание, и вот он уже радует родителей первым словом. Каким будет это первое слово: “Мама” или “Папа”, а может быть, “Дай!”. Для развития речевого аппарата ребенка, умения выговаривать звуки, народная культура подарила нам замечательные произведения устного творчества — скороговорки и чистоговорки:

“Белы бусел баяў байку беламу зайку”.
“Выгадаваць выгадавалi, вывучыць вывучылi, цяпер нашы вучнi самi вучняў вучаць”.
“Гаварыў, гаварыў — не дагаварыў, дагаварыў бы ды загаварыўся” и т.д.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter