Маленький вклад в великую победу

Владимир Малюга, пенсионер, бывший работник могилевского ОАО «Ольса»...

Владимир Малюга, пенсионер, бывший работник могилевского ОАО «Ольса»:


— Когда началась война, мне было неполных 11 лет. Жили мы в небольшой деревне Евулино Костюковичского района, которой уже не существует. Крупных сражений видеть не довелось. Но помню воздушные бои, проходившие на моих глазах. Немецкие истребители сбили наш бомбардировщик — он буквально рухнул на землю. Подбежал к месту падения тогда, но увидел лишь воронку, в которой лежали искореженные обломки. Тогда же фашисты подбили еще один наш бомбардировщик — экипаж успел выпрыгнуть и раскрыть парашюты. Но мимо пролетел горящий самолет: купола вспыхнули, как порох, и летчики упали на землю с большой высоты — в живых остаться никому не удалось...


Уже во время оккупации в нашу деревню частенько заходили партизаны. Пользовались, наверное, тем, что гитлеровцы здесь не стояли. Бывали и в нашей хате. Местные жители помогали им продуктами, расспрашивали, как дела на фронте. А я, мальчишка, постоянно крутился рядом. И вот когда партизаны пришли к нам в очередной раз, обратились ко мне и моей двоюродной сестре Тоне, которая старше на 3 года, за помощью. Мол, надо сходить в деревню Якубовка, что от нас километрах в 3 — 4, узнать, есть ли там полицаи и фашисты. Помню, наставления тогда получили: «Вы там с детьми на улице играйте, а изучайте ситуацию». Причем дали еще одну инструкцию — передавать сведения надо было не напрямую кому–то, а как бы опосредованно. Если в деревне оказались оккупанты, нам надо было, возвращаясь домой, идти обнявшись. Ну а если все в порядке — перебрасываться камешками, как в какой–то игре.


Идем на задание, а страшновато. Вспоминается недавний рассказ мамы о том, как в одной из соседних деревень немцы повесили девочку и мальчика. Но хочется надеяться на лучшее... Пришли в Якубовку. Тоня детей расспрашивает, а я по сторонам смотрю. Вдруг немцы появятся и убегать придется. Но оккупантов в селе не было. Получив нужную информацию, отправились обратно. Идем, камешками, как было сказано, перебрасываемся — условный знак подаем партизанам. На душе легко — петь хочется. Еще бы, нам, детям, взрослые ответственное дело поручили. И мы справились. И тут выходит из ржи партизан. Наверное, командир — на боку полевая сумка. Остановился и о чем–то с сестрой разговаривает. Потом достал из сумки бумагу, какие–то записи сделал. Я в стороне стоял, чтобы не мешать. Спрашиваю у Антонины: о чем беседовали? Отвечает, что партизан наши имена записал — как партизанских связных. Чтобы в донесении упомянуть. Может, в каком–нибудь архиве эта запись до сих пор лежит... Но для меня не она важна. Главное, что я внес свой маленький вклад в приближение победы.

 

Фото Павла Минченко.

 

Советская Белоруссия №121 (24504). Суббота, 28 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter