Маленький кусочек метро появился в Витебске.

Речь, конечно, не идет о полноценной подземке с электропоездами — просто в областном центре впервые применили метростроевский “метод продавливания” для строительства пешеходного перехода под главной улицей города.

Речь, конечно, не идет о полноценной подземке с электропоездами — просто в областном центре впервые применили метростроевский “метод продавливания” для строительства пешеходного перехода под главной улицей города. Тоннель длиной 50 метров свяжет Летний амфитеатр и первую пирамиду “Марко-Сити”. Сейчас в городе всего лишь два действующих подземных перехода.

Проходческий щит

Стройка идет в самом центре Витебска, проходческий щит двигался как раз под остановкой общественного транспорта, на которой всегда многолюдно. В апреле жители города не на шутку волновались: проезжая часть в районе амфитеатра сильно проседала, асфальт трескался, на тротуарах подпрыгивала плитка. Страху добавляло и то, что именно здесь во время ливня в прошлом году образовался провал диаметром метра  в полтора. Увы, опасения оправдались — на днях, на глазах у прохожих под землю провалилась девушка, которая с переломом руки лежит сейчас в больнице.

— В этот момент под землей как раз началась “сбойка” — рабочие приступили к разборке подпорной стены подземных сооружений, примыкающих к тоннелю со стороны амфитеатра, и произошел вывал породы, — объяснил причину ЧП Александр Болохин, начальник участка предприятия “Ремсервисстрой”.

— Почему волонтеры оказались в месте проведения работ, куда делось ограждение, я не могу ответить — это установит проверка следственного комитета.

Подземные тайны

Наверное, все дилетанты задают метростроевцам тривиальный вопрос — “встречали ли вы под землей что-то необычное?”

— Археологических находок не было, но место интересное — мы шли не зная, что нас ждет впереди, — ответил на это Леонид Шелкуненко, опытный маркшейдер (“мое дело — вести подземные корабли” — так он объяснил суть своей профессии). — Как рассказал местный археолог, здесь когда-то было русло реки, дорога насыпалась и выравнивалась десятилетиями, поэтому мы, не смотря на имеющиеся карты и схемы, постоянно натыкались на неожиданные препятствия. В марте пять дней разбивали отбойными молотками колодец ливневой канализации, потом чуть не разрезали действующий водопровод, а однажды обнаружили два кабеля, которые находились под землей с того времени, когда по улице Ленина ходили трамваи.

По словам начальника участка Александра Болохина, из-за этой непредсказуемости — низина, центр города, большое количество коммуникаций — за объект в Витебске никто не хотел браться.

Каждую пядь земли строители перебирают руками, находят булыжники от старой мостовой, куски асфальта, остатки кладбищенских памятников... Последняя находка — огромный корень дерева, распилить его под землей можно только вручную. Удивительно, но при закрытом строительстве тоннелей до сих пор задействовано гораздо больше ручного, чем механизированного труда.

— Проходческий щит — это самодвижущаяся установка диаметром 5,5 метра, похожая на полую консервную банку, на которую навешаны разные механизмы, — рассказывает Леонид Шелкуненко. — Принцип работы прост: щит сам себя “задавливает” в породу примерно на полметра, и люди на длину задвижки выбирают грунт лопатами, от обрушения сверху их защищает стальной козырек. Потом забой крепится досками и домкратами, чтобы не произошел вывал породы.

В Витебске в забое работают всего 10 человек, скорость проходки — метр в сутки, ежедневно породопогрузочная машина вывозит на поверхность 25 кубометров земли. Пройденный участок одевают в железобетон и двигаются дальше. Конечно, при прокладке линий метро используются и механизированные щитовые комплексы, которые почти исключают применение ручного труда и увеличивают скорость строительства под землей в 4—5 раз. Но даже в Минске о такой технике только мечтают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter