Маленькие враги Наполеона

Кто же все–таки разгромил «великую армию» в 1812 году
Кто же все–таки разгромил «великую армию» в 1812 году

Взять Москву Бонапарту помешали... вши, заразившие его солдат смертельными недугами. А добили морозы. Такую экзотическую версию предлагают после проведенных исследований ученые из Средиземноморского университета, базирующегося в Марселе.

Специалисты из теплого приморского города провели раскопки братской могилы солдат наполеоновской армии в Вильнюсе. Исследователи взяли пробу грунта, собрали останки зубной ткани. И каково же было удивление французов от того, что они увидели под увеличительными стеклами микроскопов...

— В 2,5 фунта почвы обнаружились останки пяти вшей, причем на трех из них найдены бактерии, вызывающие траншейную лихорадку, — поделился своими наблюдениями доктор Дидье Рауль. — Чтобы доказать, что это действительно вши, мы провели их генетическую идентификацию. Изучили зубную ткань 35 солдат и у 7 из них выявили бактерии траншейной лихорадки, а у трех — бактерии, вызывающие тиф. Результаты исследования позволяют предположить, что около трети из 3 тысяч солдат, похороненных в братской могиле в Вильно, погибли от болезней, переносимых вшами. Инфекция была у них в крови. Их убило не оружие.

Частный случай в Вильнюсе многие пытаются перенести на всю наполеоновскую армию. Между тем о том, что солдаты страдали от вшей, писал даже Лев Толстой в «Войне и мире». «Однако в равной мере, как французы, так и русские», — уточняет Шамиль Бектинеев, исследователь войны 1812 года, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси.

— Впрочем, также ошибочна мысль, что французов погубили морозы, — продолжает Шамиль Иршатович. — От холода всем досталось. Если воин садился у костра, у него от тела куски мяса отваливались — это правда. Но беда «великой армии» в другом. Когда французы перешли границу Смоленской и Витебской губерний (нынешних Беларуси и России), то их оставалось 80 — 90 тысяч против 120 тысяч русских солдат. В то время как противники достигли Вильно, французов было 20 — 25 тысяч, русских — 40 тысяч человек. Шли ожесточенные бои — вот откуда основные потери. После Бородино ключевым моментом войны явилась переправа через Березину. Во время бегства в реке утонуло от силы 3 тысячи солдат. Французов два дня подряд обстреливали русские батареи. Конечно, у армии Кутузова после Бородино были надежный тыл и обеспечение припасами. Но списывать все только на природный фактор — значит искажать историю.

Уточнения же вносить никому не запрещено. Тем более ученым. В этом, пожалуй, и состоит их работа. Странно только, что специалисты из Марселя заинтересовались всего одной могилой. Ведь для объективности картины необходимы, как известно, хотя бы два источника, если не больше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter