Маленькие трагедии любительского театра

Коллективу Народного театра малых форм сегодня угрожает перспектива оказаться на улице...

Недавно в нашу редакцию обратилась режиссер Народного театра малых форм ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» Татьяна Шостак. Принесла папку с документами: внушительная переписка с чиновниками не предвещала истории простой и логичной. Так и оказалось. С каждым новым документом драматургия этой пьесы, написанной жизнью, становилась все запутаннее. Перипетии, факты и резолюции опровергали друг друга, появлялись новые действующие лица... Если вынести за скобки излишнюю эмоциональность, перед нами — то ли драма в модном жанре «борьба за собственность», то ли война амбиций, то ли элементарное сведение счетов.


Реальность такова, что коллективу Народного театра малых форм, который Татьяна Петровна возглавляет уже 28 лет, сегодня угрожает перспектива оказаться на улице. Хотя театр востребован и любим зрителем. В его репертуаре — водевили и классика, сказки, патриотические концертные программы. При театре работает своя детская студия и студия воспитанников детского дома № 4.


— Театром я занимаюсь 28 лет, — рассказывает Татьяна Шостак. — Моя работа началась еще в Доме культуры работников торговли, где я была художественным руководителем. Потом появился самодеятельный театр. Первой нашей постановкой стал водевиль «Беда от нежного сердца», затем мы ставили отрывки из произведений «Энергичные люди» по Шукшину, чеховский «Юбилей»... Когда Дом культуры работников торговли был закрыт, наш театр продолжил свою деятельность в Доме культуры стройтреста № 1. На время его затянувшейся двадцатилетней реконструкции наш театр перешел в ведомство профкома стройтреста № 15. Существовали без сметы, на голом энтузиазме. Тем не менее это не помешало коллективу стать дважды лауреатом Всебелорусского фестиваля юмора «Автюки», получить лестное приглашение о сотрудничестве от концертного зала «Минск»... Мы всегда в своих выступлениях с гордостью защищали честь белорусской строительной отрасли. О том, как она важна для нас, говорит и тот факт, что участник нашего коллектива Анатолий Мягкий — автор музыки гимна треста № 15.


Но в 2003 году, по словам Татьяны Петровны, началась кампания по выживанию театра из здания треста.


Но Шостак продолжает работать бесплатно не только с основным составом театра, но и со студийцами–подростками, детьми из детского дома № 4. В свое время музыкальную гостиную для детей детского дома № 4 вела солистка Белгосфилармонии Татьяна Старченко. Частой гостьей и любимым автором театра остается поэтесса Валентина Поликанина, но даже их авторитет не может ни на что повлиять — театр собираются выселять...


— Странно видеть такое отношение к театру, который несет добро и свет, выступает в хосписах и детских домах, — сетует Татьяна Петровна.


Недавно свое звание «народный» коллектив подтверждал на фестивале народного творчества «Сузор’е».


— 5 января я обратилась в организацию «Минскконцерт» в отдел народного творчества, к оргкомитету фестиваля «Сузор’е» с просьбой поддержать наш коллектив. Предоставила 4 цифровых диска с нашими работами. Письменно описала ситуацию: официально театра нет, с 1 октября я не состою в должности... Рассчитывала на человеческое сочувствие и адекватную оценку... Увы, жюри нас просто уничтожило: высокое звание «народный» поставили под сомнение... Но я это предвидела, поэтому выразила жюри недоверие.


— Вам предлагали переехать в Дом культуры МАПИДа?


— Там было всего две комнаты и обе были заняты... Вообще, все предложенные варианты переезда абсолютно для нас непригодны.


Объективность требует, чтобы предоставили слово и «другой стороне». Директор–распорядитель государственного учреждения «Минскконцерт» Ирина Галузо — участница жюри фестиваля «Сузор’е» — охотно согласилась встретиться и прокомментировать ситуацию:


— Я не могу назвать то, что было показано на фестивале, спектаклем, скорее — концертной программой с отдельными номерами. Все мнения компетентного жюри зафиксированы в протоколе.


— Татьяну Петровну вполне цивилизованно отправили на пенсию, — в свою очередь комментирует заместитель по кадрам и быту стройтреста № 15 Валентина Абакумова. — Комнаты театра как были, так и остаются. Никто их не забирает.


— Татьяна Петровна утверждает, что вы пытаетесь выселить ее театр.


— Пусть мне покажут письменное извещение или другую бумагу! Ее никто не трогает, а она столько лет нам не дает покоя! Я уже готова к тому, чтобы подать в суд и потребовать возмещения морального ущерба! Ведь в нашем тресте никогда не было штатной единицы режиссера народного театра. Она была назначена от профсоюза. В свое время мы предложили театру переехать на Минина, 1, где находятся пять наших строительных управлений: комнат там очень много, и мы проводим в них много концертов. Почему бы театру не переселиться туда? Но это решение Шостак не устраивает. Мы предлагали, пожалуйста, — берите в театр нашу «строительную» молодежь и играйте. Но никто в театр не идет. Разве мы виноваты? Ей также предлагали и Дом культуры тракторного завода, и Дом культуры МАПИДа. Почему бы не перейти туда? У театра мы не берем плату ни за коммунальные услуги, ни за свет. Он полностью существует на нашем иждивении.


Вместо эпилога


4 марта Татьяна Петровна записана на прием к министру культуры Владимиру Матвейчуку. Показанной на фестивале «Сузор’е» программе по инициативе Татьяны Шостак даст оценку независимое театральное жюри из состава работников театра киноактера или Драматического театра Белорусской армии с приглашением членов Союза офицеров. Станет ли это финальной точкой в такой непростой истории?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter