Маленькие мамы

Кто первым должен помочь девочке, попавшей «в ситуацию»?

О том, кто первым должен помочь девочке, попавшей в сложную жизненную ситуацию?

К сожалению, игры в куклы не всегда заканчиваются предсказуемо, как и закономерный переход с одного возрастного этапа на другой. Кто не помнит сам, не наблюдал у своих дочерей и сыновей этой первой, еще детской, влюбленности? Того сокрушающего психику, а заодно и весь привычный мир вокруг чувства, когда кажется, что Вселенная вдруг перевернулась с ног на голову и на всем ее бесконечном протяжении нет никого другого, кроме него или нее… Да, не все подростки могут поделиться своими переживаниями с родителями, да и мамы-папы далеко не всегда находят время и желание для столь откровенных разговоров. Проще ограничиться нравоучениями, пригрозить, запретить, наказать.

Недавно в одном из районов Витебской области «скорая» доставила в больницу школьницу. Врачи быстро определили: девочка, находящаяся в тяжелом состоянии, несколько часов назад родила ребенка. Впоследствии доношенный младенец был найден мертвым, сейчас с этим делом разбираются правоохранительные органы, и журналисты не вправе копаться в свидетельских показаниях, щекотать нервы читателей, описывая подробности произошедшего. Да и не стоит этого делать — случилась трагедия, и сегодня мы, все общество, несем за нее ответственность.

Возможно, моя логика противоречит юридической точке зрения, но меньше всего хотелось бы винить в данной ситуации маленькую маму. Она тоже жертва. Жертва нашего недопонимания, людского осуждения, того самого мальчика, который, судя по всему, прекрасно был осведомлен об «интересном положении» своей подружки. Как могли не заметить беременности друзья, учителя и, самое главное, родители?! Девять месяцев дочка жила рядом с ними, сидела за обеденным столом, помогала убирать квартиру, вместе с мамой покупала обновки. Да, возможно, школьнице удавалось успешно скрывать от окружающих свое состояние первые пять, даже шесть месяцев. Но как можно было не увидеть у собственного ребенка девятимесячной беременности, а потом не услышать родов, происходящих в соседней комнате?!

А теперь представьте себе, в каком душевном состоянии все эти девять месяцев была сама старшеклассница, какие мысли одолевали ее по ночам, с каким настроением она готовилась к занятиям, посещала уроки физкультуры, выходила отвечать к доске? Можно с уверенностью сказать, что все это время девочка находилась в состоянии глубочайшего стресса, с мучительным и ни на секунду не оставляющим ее страхом ожидая «развязки»…

Кстати, в том же районе мне рассказали о подобном случае, произошедшем здесь же год назад. Тоже школьница, тоже нежданная беременность... Родители роженицы вмешались очень своевременно, поддержали дочь, развеяли сомнения, пообещали всемерную поддержку. На семейном совете было решено оставить ребенка, несмотря на то что будущий папа уехал далеко и надолго. Родилась красавица внучка. Теперь забавная малышка уже вовсю топает по улицам городка за руку с бабушкой и дедушкой, которые не могут нарадоваться наследнице. Все хорошо и у юной мамы, она получила школьный аттестат, не дожидаясь окончания отпуска по уходу за ребенком, собирается поступать в вуз на заочное отделение. Услышав от знакомых о рождении дочери, на связь с девушкой вышел и бывший кавалер. Не хочется загадывать, но вполне возможно, что маленькая Дашенька станет связующим звеном для воссоединения родителей.

В Витебском доме ребенка мне тоже рассказали историю маленькой мамы — социальной сироты. Сейчас девочка воспитывается в детдоме, а ее малыш временно находится здесь. Смышленый розовощекий карапуз — настоящая приманка для приемных родителей, но мальчик не подлежит усыновлению. Он ждет совершеннолетия своей мамочки, которая регулярно в сопровождении собственных воспитателей наведывается к малышу с гостинцами и очень по нему скучает.

Сотрудники дома ребенка утверждают: деток, рожденных в итоге чистой и искренней первой любви, несложно отличить от остальных малышей. Они обладают особой прелестью, притягательностью, какой-то внутренней безгрешностью, растут красивыми и умными. По сравнению с «нечаянными» детьми, зачатыми в пьяном угаре и уже появляющимися на свет с признаками алкогольной и никотиновой интоксикации, это настоящие ангелы. Главное, как считают специалисты, чтобы юных мам этих маленьких ангелов было кому поддержать в трудную минуту…

Кстати, как сообщила начальник управления социальной поддержки населения и стационарных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Вера Астапенко, в настоящее время в Придвинье действует шесть так называемых «кризисных комнат» (до конца года они появятся в каждом районе). Здесь в любое время готовы принять человека, нуждающегося во временном приюте и психологической помощи. В числе остальных сюда могут обратиться и вступившие в конфликт с родителями маленькие мамы, им будет оказана как моральная, материальная, так и юридическая поддержка. Пока работа таких комнат является гуманитарной инициативой, но после вступления в действие уже подготовленного в Беларуси специального положения о территориальных центрах социального обслуживания населения она будет полностью финансироваться из бюджета. Интересно, что сейчас услугами «кризисных комнат» все чаще пользуются приезжие родители, посещающие своих детей в детских приютах…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter