Маленькие люди

Есть мнение, что англичане любят собак больше, чем детей... Письма из Лондона Натальи ЛЕЩЕНКО

Есть мнение, что англичане любят собак больше, чем детей. Возможно, частично дело в викторианском правиле: «дети должны быть видны, но не слышны». Или в том, что даже в ноябре можно увидеть малышей, весело носящихся по детской площадке босиком — куда там шапка! Простуженному ребенку доктор, как правило, пропишет много питья и свежий воздух и на полном серьезе скажет: «Само пройдет». Никаких антибиотиков против вирусов. Наконец, самое серьезное обстоятельство: далеко не каждая мама проводит с ребенком его первый год жизни дома, а бывает, и после трех месяцев возвращается на работу.


Все так. Но это не значит, что англичане детей не любят. Просто они относятся к ним, как к маленьким людям, а не как к беспомощным созданиям вроде домашних животных. Характерно, что если в советской традиции с малышами сюсюкают описательно–восторженно: «Ах ты какой хорошенький, умненький, сладенький!» — то англичане, увидев малыша любого возраста, тут же вступают с ним в беседу: «Вот ты какой умный! Да, конечно, очень умный. Что ты говоришь? На самом деле? Как интересно!» И всегда рефреном «да, да, конечно, да, слышу, да, понимаю». Подарки малышам любого возраста адресуют и вручают лично. Не передают маме — дескать, все равно еще не понимает. Лично от него подписывают открытки, дарят подарки, говорят спасибо и до свидания — пока он сам не умеет. Спрашивают мнение детей, покупая им вещи. Начинают давать им «взрослую» еду еще до года. И многих отправляют в этом же возрасте в сад или к няне: там сверстники, игрушки, там интереснее, чем дома. Еще одна интересная деталь: в литературе про детей попеременно используют и мужское, и женское местоимения — например, «когда ваш ребенок играет сам по себе и не просит внимания, обнимите и похвалите его». Снова–таки уважение ко всем.


Уважение–то хорошо, но где же любовь? Ее много, и она в том, что детей совершенно нормально много обнимать и целовать. Даже папам, даже на публике. Если говорить им по сто раз на дню, что вы их любите, — вы их не испортите, только сделаете увереннее в себе. Принимать такими, какие они есть. Не сравнивать с другими «вот та девочка уже ходит, а ты что?» — это просто дурной тон. Не обманывать. Принимать всерьез их интересы, рассказы, страхи, а не отмахиваться, что «есть дела важнее». Разрешать пачкаться и устраивать беспорядок, даже если они строят запруды из каши и засевают пол кусочками макарон. Как же им иначе познать мир? Критиковать ребенка за конкретный поступок, а не в целом. «Ой, что же это ты тут натворил!» подойдет больше, чем «Какой же ты негодник!»


Это не значит, однако, что английские дети растут неконтролируемыми эгоистами. Стабильность и дисциплина — такой же фундамент английского воспитания, как и уважение и любовь. Стабильность в смысле «рутины»: одна популярная няня — автор многих книг Джина Форд даже составила расписание целого дня для мамы и ребенка с интервалом в пять минут. Ее советам следуют далеко не все, но в большинстве семей есть хотя бы один неукоснительный ритуал, который соблюдается абсолютно точно до мелочей изо дня в день (например, при укладывании спать). Англичане считают, что такая стабильность и неизменность дают ребенку знать заранее, что произойдет в следующий момент, — и поэтому он увереннее и свободнее осваивается в мире. Дисциплина означает четкие границы «можно» и «нельзя» и, как правило, применяется очень избирательно (нельзя трогать розетки и выбегать на дорогу). Границы эти святы и применяются всегда, а не от случая к случаю или по желанию. Важно, что дисциплину отличают от наказаний. Наказывают редко и четко обозначают, за что именно. При этом малышу напоминают, что его все равно любят, что бы он ни сделал.


В итоге английские дети растут с чувством собственного достоинства. Спокойно над собой шутят. Умеют делиться вещами. Не зовут взрослых разрешать свои конфликты с товарищами. Парадоксально, что, воспитывая уважение к себе, англичане выращивают законопослушных граждан. В советском опыте, по крайней мере, коллектив ставили выше человека и ребенка, а в итоге все общество привыкло не уважать законы.


Думаю, белорусы тоже с уважением относятся к собственным детям и не боятся показывать им свою любовь. Ведь значимость человека и его интересов — даже в самом юном возрасте — заметно растет повсюду в мире. И чем больше маленькие люди в разных странах привыкают к любви, уважению, порядку, тем легче им будет жить вместе в большом мире.


До встречи. Ваша Наташа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter