Проблемы малых городов на рынке труда

Маленькие «Детройты» большой провинции

Проблемы малых городов на рынке труда


Вроде бы беспокоиться нам не о чем. Если сравнивать с европейским рынком труда, то безработных в России немного. На прошлой неделе на заседании российского Правительства министр труда Максим Топилин заявил, что уровень официальной безработицы составляет всего 5,2 процента. В Европе, к сведению, около 10. Кризис на первый взгляд вроде бы обошел боком сферу занятости населения.


Полупустые цеха Ирбитского мотозавода: людей и мотоциклов «Урал» по пальцам пересчитать.
Фото: Алексей БУЛАТОВ/kpmedia.ru


Однако внешне благостную картину портит тот факт, что относительно низкий уровень безработицы зафиксирован лишь в крупных российских мегаполисах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. В малых городах, особенно в так называемых моногородах, положение совершенно иное.

В России насчитывается более трехсот проблемных городов, в основном с градообразующими предприятиями, где планка официальной (не скрытой!) безработицы переваливает далеко за десять процентов. То есть чуть ли не в десять раз выше, чем, скажем, в Москве или в любом другом большом областном центре.

В Беларуси, если сопоставить показатели в рамках Союзного государства, таких огромных ножниц нет. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,5 процента от 4,5 миллиона занятых в экономике работников. То есть примерно в те же десять раз меньше, чем в целом по России. А по сравнению с малыми российскими городами разница и того больше.

Так, если в небольшом Нязепетровском районе Челябинской области, где стержнем экономики является литейно-механический завод, выпускающий башенные краны, с просьбой о трудоустройстве обратились почти тысяча человек, то в целом по Беларуси число зарегистрированных безработных составило всего около 23 тысяч.

Можно много писать о причинах таких впечатляющих различий. Например, о сохранности промышленного потенциала страны, обеспечивающего работой граждан, о других особенностях экономического развития стран, входящих в Союзное государство, однако факт остается фактом: белорусская экономика в условиях пусть и регулируемого, но все же свободного рынка сумела сохранить производство и, стало быть, рабочие места. Соответственно термин «моногорода», ставший синонимом непропорционального экономического развития и незавидного социального положения жителей, к белорусам оказался неприменим.

ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ БЕДНЯКИ

Несколько месяцев назад довелось побывать в Ирбите Свердловской области. В городе былой славы русского купечества работы практически нет. Действуют лишь несколько небольших предприятий. Среди них – химико-фармацевтический, трубный и молочный заводы. Остальные, более мелкие, выживают как могут. Главный гигант советской мотоциклетной промышленности, Ирбитский мотозавод, выпускавший в начале 1990-х годов до полутора сотен тысяч мотоциклов «Урал» в год, давно дышит на ладан.

Частный бизнес так и не помог предприятию вылезти из долговой ямы, а государство все эти годы стояло в стороне, лишь имитируя поддержку. Видимо, полагало, что нет смысла спасать производство. А зачем, считалось, если можно ездить на «Сузуки» и «Кавасаки»? Специалисты разбежались, молодежь отправилась на заработки в Екатеринбург или Москву.

Прежде за счет налоговых отчислений от мотозавода можно было любую городскую брешь залатать. Теперь городской кошелек «отощал» настолько, что денег едва хватает на социальные выплаты, жаловались мне в Гордуме. Да и безработным надо платить пособия – по закону, максимум пять тысяч рублей в месяц.

И такое положение складывается во многих малых городах страны, живущих за счет градообразующих предприятий. Вот где спряталась безработица, на которую надо обратить властям самое пристальное внимание. Можно, конечно, отвернуться, превратить наиболее бесперспективные провинциальные городки с единственной фабричной трубой, переставшей дымить, в свои маленькие «детройты» наподобие столицы американского автомобилестроения, ныне утопающей в долгах. А с их жителями что делать-то?

Деятельность созданного в прошлом году Фонда развития моногородов эффективной никак не назовешь. Это вполне объяснимо. Не считать же 3 миллиарда российских рублей, полученных фондом в прошлом году от государства, как и 4,5 миллиарда, выделенных в этом, теми суммами, которые помогут выправить ситуацию. Тут нужны крупные государственные финансовые вливания и инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства, которые вытащили бы экономику провинции из кризиса и предоставили новые рабочие места. В противном случае вышеперечисленные миллиарды пойдут разве что на элементарное затыкание дыр.

Николай ЛАШКЕВИЧ, n.lachkevich@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter