В 2014 году в умах и мечтах очень многих выпускников по-прежнему лидируют «красивые» специальности

Маленькие дети в больших профессиях

Дети — зеркало общества. Еще раз вспомнил эту проверенную годами истину, когда на днях прочитал в одном республиканском журнале блицопрос под рубрикой «Маленькие дети о больших профессиях». Мальчики, честно говоря, откровенно порадовали. Уже есть не только желающие стать милиционерами («чтобы ездить на служебной машине и ловить преступников»), но и химиками, врачами  и — о чудо! — изобретателями («чтобы придумывать для людей что-нибудь новое и интересное»).

А вот девочки, как выражаются взрослые, пока в плену иллюзий: половина по-прежнему хочет непременно быть певицами («чтобы приносить хорошее настроение, а с помощью богатства и денег помогать людям и бездомным животным») и модными модельершами («чтобы радовать всех красивыми нарядами и прическами»).

Понятно, что до своих выпускных классов дети еще не раз поменяют свои мечты. Хотя девочкам это сделать будет, прямо скажем, сложновато. Сейчас на всех телеканалах столько всякого народа поет и танцует, а сотни юных претендентов так яростно «мечтают о сцене», что даже у взрослых часто мелькает шальная мысль: «Хочу в телевизор!..»

Время, возраст, школа, мамины советы, папин ремень и потребности рынка труда обычно постепенно приводят в чувство подрастающее поколение. Однако инерция мышления в этом деле большая. Многие наши «мальчишки и девчонки, а также их родители» по-прежнему выбирают профессию не умом и сердцем, а богатым воображением. В итоге часто получается «Ералаш», но грустный: учились, скажем, на «международные отношения» и прочие «внешние связи», а на работу едва удается устроиться на завод специалистом по кадрам. И то если повезет. 

Понятно, что грустно и обидно. Особенно родителям, за чьи деньги и идет в большинстве случаев такая учеба. Но, исходя из списка самых рейтинговых специальностей в 2014 году, в умах и мечтах очень многих выпускников по-прежнему лидируют, судя по проходным баллам, «красивые» специальности: «бизнес-администрирование» (371, БГУ), «мировая экономика» (371), «международное право» (369), «международные отношения» (364)… 

Честно говоря, и названия, и цифры меня немного озадачили. Ведь в стране уже несколько лет идет процесс сокращения экономических и юридических специальностей из-за их «перепроизводства» и невостребованности на рынке труда. Говоря проще, с трудоустройством после учебы будет сложно, большинству придется или переучиваться, или работать не по специальности. И молодежь, сутками сидящая в интернете, это прекрасно знает. Да и все СМИ, в том числе и наша газета, постоянно напоминают: выбирать профессию, особенно парням, надо с учетом экономических реалий и перспектив. Но, как видим, психологическая установка на престиж пока у молодежи сильна. И по-прежнему манит и рулит загадочное «бизнес-администрирование»…

Что же касается специалистов по международным отношениям, то здесь хочу остановиться чуть подробнее. И сразу задать вопрос: а надо ли нашей компактной стране столько юных спецов по международным делам? Не пора ли упорядочить подготовку подобных кадров и привести ее в соответствие с потребностями?

И здесь хочу вспомнить опыт недавней еще истории. На весь огромный Советский Союз базовыми вузами по подготовке подобных специалистов было всего два — Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) и Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. И выпускников хватало для нормальной работы дипломатического корпуса СССР во всех странах мира!

Причем выпускников школ в эти вузы практически не принимали, обязательным был стаж работы или службы в армии, набор велся по рекомендациям партийных и советских органов, армейских частей. Например, в гарнизон, где я служил, раз в несколько лет приходила «разнарядка» на рекомендации для поступления в вышеназванные вузы всего двух человек с соответствующими требованиями: звание — сержант или старшина, член партии, отличник боевой и политической подготовки. 

Словом, на подобные специальности, подчеркиваю, целенаправленно набирали. Причем столько, сколько нужно. А затем учили международному делу настоящим образом. И авторитет того же МГИМО был высочайшим, а диплом этого вуза, образно говоря, служил пропуском в элиту общества. 

Кстати, подобная практика применялась и для других специальностей. В частности, на тот же юридический факультет БГУ выпускникам школ отдавалось только 20 процентов от общего количества мест. Остальные должны были отслужить в армии или пару лет поработать на производстве. 

Словом, есть профессии, где важны не столько отличные оценки в школьном аттестате, сколько характер, образ мышления, знание жизни. И поэтому подготовку подобных кадров на самотек желательно не пускать даже во времена рыночной свободы.

stasev@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter