Чемпионат мира медленно, но уверенно подходит к решающей стадии — матчам плей–офф

Маленькие больно бьют больших

Чемпионат мира медленно, но уверенно подходит к решающей стадии — матчам плей–офф

Колумбия громит японцев и уверенно выходит в плей–офф, сборная Италии уступает дорогу в 1/8 финала уругвайцам, Луис Суарес снова кусает соперников... Чемпионат мира по футболу в Бразилии продолжает радовать и удивлять фантастическими историями и сказочным футболом.

 


Мяч вприкуску


Чемпионат мира медленно, но уверенно подходит к решающей стадии — матчам плей–офф. Уже определились почти все пары 1/8 финала, и теперь уже можно делать кое–какие выводы относительно готовности команд к турниру и строить медальные предположения. Этим и решил заняться обозреватель нашей газеты Сергей Канашиц, пригласив в собеседники коллегу из газеты «Спортивная панорама» Руслана Васильева.


С.Канашиц: Актуальных тем для разговора очередной футбольный день в Бразилии подбросил нам столько, что даже и не знаю, за какую ниточку потянуть первой, чтобы не упустить главное и выстроить беседу логичную, как футбол в исполнении... Ну вот, запнулся буквально на первом предложении. Ведь логичного футбола, четкого, расписанного по нотам, стильного и узнаваемого в любой ситуации, в Бразилии, пожалуй, во всяком случае на групповой стадии, не показал никто. Если, конечно, не считать скучнейшие сборные Англии и Италии, которые, пожалуй, стали главным разочарованием турнира. Испанцев мне, к примеру, просто жаль, но это — крах исторический, вызывающий уважение и понимание вперемешку даже с неким душевным трепетом, а тут — просто усталость от нудного зрелища и даже какая–то тупая злость на бездарную игру некогда великих сборных.


Р.Васильев: Я бы даже сказал — отчаяние. Или злое отчаяние, что точнее. Итальянская беспомощность, английская бессмысленность, общее западение результатов Европы и Африки, и все это еще усугублено практическим опровержением словесной бравады, что делает ситуацию вовсе нелепой. При таком положении вещей, действительно, к тем же испанцам, которые со своей «тики–такой», правда, уже сидели в печенке, испытываешь гораздо более теплые чувства. По крайней мере, это была великая команда. А то, что с «Красной фурией» случилось в Бразилии, так фиаско команды Висенте Дель Боске имеет скорее философическую, чем чисто футбольную подоплеку. Слава ведь не зря идет в связке с бременем. А как говорят в Средней Азии, ишак, постоявший в тени, на солнце работать не будет. Это субъективный фактор. Но есть и объективный момент — естественное старение. Года бегут, а силы убегают. Наиболее убедительно и точно об этом написал Пушкин: «Под старость жизнь такая гадость». Вот испанцы и познали состояние, от которого их не могла спасти никакая «тики–така».


С.Канашиц: Кстати, а как бы ты охарактеризовал футбол в исполнении сборной Колумбии? Заметь, на этом чемпионате есть сборные, о которых говорят очень много, хотя они того совсем не заслуживают. А есть — тихие отличники, на которых никто не обращает внимания. Колумбийцы попали на чемпионат впервые с 1998 года, никто на них не ставил, а они в блестящем стиле выиграли все три своих поединка в группе и уже готовятся к встрече с Уругваем в 1/8 финала. Кто–то, возможно, скажет, что им повезло с группой, но, пардон: 3:0, 4:1 и 2:1 — лучший ответ всем скептикам. Мне вообще очень нравится команда Нестора Пекермана, которого называют самым главным евреем на чемпионате. Для тех, кто не знает, скажу, что родители тренера — родом из Украины, а в Аргентину эмигрировали в 30–х годах прошлого века. Он — удивительный тренер, который с аргентинской «молодежкой» трижды — в 1995, 1997 и 2001 годах — выигрывал чемпионаты мира! Во взрослом футболе таких успехов Пекерман не добивался, и будет здорово, если в Бразилии у колумбийцев получится сотворить настоящую сенсацию! Да, у них нет сегодня в составе ярких футболистов уровня Игиты или Вальдерамы, но есть совершенно чудный юношеский задор, с которым так великолепно умеет работать Пекерман!


Р.Васильев: Буду парировать по пунктам. Прежде всего о Пекермане, на которого издавна обижен как болельщик, симпатизирующий аргентинской сборной. Напомню, что после своих побед на молодежном уровне на родине Кемпеса и Марадоны рассудили здраво: кому же тренировать сборную, как не нашему триумфатору Нестору, через чьи руки прошли практически все звезды и который не анархист, как тезка и земляк Махно, а очень системный, творческий наставник. Сказано — сделано: Аргентину доверили Пекерману. И он пробился с командой в финальную часть чемпионата мира–2006 в Германии. Но там приехавший на турнир в статусе записного фаворита и новатора до такой степени зажался, испугался, что боги не полюбили его за прагматизм и стремление «перебдеть». В итоге мощнейший аргентинский состав не показал себя цельным коллективом, а Пекерман по колено подмочил репутацию. Но сейчас его Колумбия однозначно не зажата тисками страха, играя раскованно и творчески. Выходит, Нестор извлек уроки из немецкой ошибки. А ведь и нынче под его началом есть игрок столь звездного уровня, что названные тобой колумбийские асы прошлого Игита и Вальдерама вскоре будут считать за честь чистить ему бутсы и гладить шнурки! Это Хамес (Джеймс) Родригес. Отношение к нему Пекермана доказывает, каких высот может достичь этот хавбек креативного плана, видящий поле, владеющий пасом, способный обыграть оппонента один в один, пробить по воротам ногой и даже выиграть воздушную дуэль, несмотря на малый рост, как это произошло в баталии с Кот–д’Ивуаром. Поэтому вся колумбийская сборная — привлекательный теневой фаворит чемпионата, а лично Хамес Родригес достоин стать очередным «новым Марадоной». К слову, такие авансы уже давно никому не выдавались! Другое дело, что в самой Аргентине сделана полноценная заявка на статус Диего: Месси, похоже, созрел для национальной сборной, хотя Лео еще находится в процессе мужания в статусе вожака. Мне очень понравились твои рассуждения на эту тему, особенно посыл, что Марадона — это команданте, а команданте — рождаются. Но и становятся! Все–таки лидера, вождя можно воспитать, хотя это более трудный путь, но, похоже, Месси нащупал магистральную дорогу. По крайней мере, в двух первых, главных и победных, матчах группового турнира он обеспечил Аргентине досрочный выход в плей–офф.


С.Канашиц: А у тебя нет ощущения, что латиноамериканский футбол вчистую переигрывает в Бразилии европейский? Почти в одни ворота! Даже такие записные аутсайдеры, к коим относили сборную Коста–Рики, например, не просто удивляют, а почти восхищают! Чили, Мексика, Уругвай, не говоря уж о Бразилии и Аргентине, которых оставляем за скобками, все — яркие, самобытные. Понимаешь какая штука, что даже Суарес, этот маньяк с синдромом Дракулы, но даже в его поступках — сумасшедший драйв, характер, отчаяние, словом, весь набор чувств и эмоций, которыми пропитан латиноамериканский футбол и которые завораживают. В отличие от европейского «сухаря». Да, есть голландцы и немцы, которые пытаются поддерживать реноме, но я, например, вполне допускаю вероятность того, что и сборная Германии вполне может проиграть в матче третьего тура команде США. Дожили: соккер у них во втором десятке в списке национальных спортивных приоритетов, а возьмут вот и «прибьют» немцев. Есть в этом какая–то тенденция, закономерность, как считаешь?


Р.Васильев: Очевидно, что в Старом Свете заигрались в прагматизм и культ потребления. Это касается не только социума, но и футбола. Одно возвеличивание Моуринью чего стоит! Но он — не имеющий за спиной карьеры игрока наставник, не ценящий эстетики, которая была ему чужда и недоступна. Досадно, что единственным мерилом успешности стал результат, хотя процесс достижения всегда должен быть не менее важен, чем сама цель. В Европе об этом забыли, напротив, взяв крен от творчества к штампам, функции «копировать — вставить». Ведь, возвращаясь к «тики–таке», надо понять: ничего аморального в этой тактике нет. Но любая идея рождается, мужает, переживает экспансию, попадает в массовое потребление, доводится до абсурда и умирает. Разумеется, не навсегда, если идея по–настоящему стоящая. Если ты, например, сейчас возьмешься за изучение спортивной аналитики конца 1980–х, начала 90–х годов, то увидишь: тогда в опалу попал футбол, который ныне реанимируют ван Гал и Пекерман! А именно с использованием длинных передач. Как сейчас «тики–така», тогда был введен термин «вертикализация» с негативным к нему отношением. Дескать, слишком примитивно, убого и кондово: «Бей вперед — игра придет!» А спартаковские стеночки, всякие розыгрыши накоротке, тот же контроль мяча считались прогрессивными и зрелищными. Поэтому все дело в балансе, доступном лишь немногим. А так в футболе все, как и везде: революции задумывают гении, совершают фанатики, а плодами пользуются посредственности.


С.Канашиц: И все же не перестаю ловить себя на мысли, что нынешний чемпионат мира, как сказка: чем дальше — тем интереснее. И самое приятное, что совершенно неясно, кто в итоге победит. Потрясающе! Смотрим дальше.

 

Советская Белоруссия №119 (24502). Четверг, 26 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter