Мальчик-Принеси Пиво

Студенты на практике: помощь или обуза?
Студенты на практике: помощь или обуза?

«Тяжело в ученье — легко в бою», — поучал новобранцев Суворов. Современные студенты, следуя завещанию великого полководца, уже с младших курсов рвутся на работу. А старшекурсников после трех лет зубрежки теории отправить на практику обязаны сами вузы. Будущих учителей — вести уроки в школе, врачей — обследовать пациентов, инженеров — в конструкторское бюро. Чтобы не только на словах, но и на деле научились работать. И если студент получает отрицательный отзыв о работе или «неуд» при сдаче зачета, его отправляют практиковаться повторно. Почему же в реальности настоящий «бой» у большинства начинается только после окончания «учений»?!

— Помнится, я проходила практику в домоуправлении, — рассказывает выпускница технологического колледжа Елена Кролик. — 5 недель я сидела за компьютером и играла в игрушки, потому что меня ни до чего не допускали.

— Приехал на экспериментальную базу Института леса НАН, а меня с порога спрашивают, когда хочу ехать домой, — делится впечатлениями от первой практики студент 3–го курса факультета экономики и управления предприятиями лесного комплекса БГТУ Кирилл Козодаев. — Если сегодня же вечером, мне готовы дать все цифры для отчета и отпустить восвояси. Естественно, никто меня там загружать работой не станет, если сам не напрошусь. А однокурсник звонил, жаловался, что его и вовсе на заводе дальше проходной не пропустили. В университете предупреждали, что будут проверять, кто как практику проходит. Но один в Витебске работает, другой — в Бресте, всех не проверишь...

Еще проще практика у будущих бухгалтеров. Им доверяют... кофе заваривать, а иногда даже поручают: «Деточка, принеси вон ту папочку, а по дороге позови Ивана Ивановича». И «деточка» безропотно носит папочки и тешит себя мыслью, что работает в крупной фирме с громким названием.

Раньше каждый вуз был закреплен за определенными предприятиями, куда централизованно направлял практикантов. Сегодня же деканам факультетов каждый год приходиться обзванивать частные и государственные организации с просьбой принять «подмастерьев» на четыре недели.

— Последнее время предприятия не хотят брать практикантов, — сетует заведующий практикой БГТУ Евгений Москалик. — Они для них — обуза. Не дай бог, напортачат чего... Им бы сразу готового, сформированного, опытного специалиста — и не тратить время на «зеленого». У современных фирм цель одна — прибыль. А практиканты — это одни расходы: только рабочих отвлекают. Хотя иной раз наши студенты очень толковые идеи предлагают...

Сложнее всего, говорит Евгений Москалик, найти место практики для менеджеров, бухгалтеров и химиков:

— «Белхимпром» отказывается брать практикантов по причине неких коммерческих тайн, «ноу–хау» в производстве, которые студенты якобы могут разгласить. А многие директора акционерных обществ даже в устав вписали: практика — платная. Но у нас нет свободных денег...

На самом деле государственный вуз из своих средств должен оплачивать только руководство практикой студентов–педагогов, а частный вуз — правоведов, если их направляют на работу в бюджетные организации. Работникам предприятий любого другого профиля доплачивать за практикантов обязана сама организация: 15 процентов от должностного оклада — за 1 — 4 студентов, 20 процентов — за 5 — 7 человек и 25 процентов, если свыше 8 практикантов.

— Деньги это небольшие, 15 процентов — около 30 тысяч рублей, — говорит заместитель начальника отдела набора и подготовки кадров ОАО «Луч» Лариса Пронина. — А практиканты сегодня с таким большим объемом заданий приходят, что с ними вынуждены заниматься сразу несколько специалистов: там и трудовое законодательство, и все производственные показатели, студента нужно и в бухгалтерию отвести, и в плановый, и в отдел кадров... Вузы присылают заявки на прохождение практики чуть ли не 20 — 30 человек. Куда нам такая рота? У нас всего 3 юриста, 4 специалиста в финансовом отделе и 8 — в планово–экономическом. Так что из БГУИРа мы всего двух практикантов взяли, из БНТУ — трех, еще 5 студентов — из Института современных знаний...

Многие вузы, чтобы как–то выйти из положения, договариваются об экскурсиях, за месяц ребята 5 — 6 предприятий объезжают: какая–никакая, а польза. Или предлагают студентам самим искать место для практики через знакомых. К тому же эффективнее, когда практикант в фирме — один, а не в числе институтской «делегации» из пяти человек, которая путается под ногами у уставшего шефа. Ему и заплатить могут, зачислив на штатную должность сотрудника, который пока в отпуске. Работа находится. Но не всегда по теме. Например, студент факультета информационных технологий и робототехники БНТУ Денис Маляревич месяц вносил в компьютерную базу фамилии студентов, оценки и сведения об оплате за обучение. А его однокурсник Максим Мухопад сейчас пишет отчет о том, как разрабатывал... игры для мобильников.

— Ваша практика связана с будущей специальностью? — спрашиваю у ребят.

— Не совсем. Но вариантов было немного. Предлагали, например, поработать в приемной комиссии...

По идее, именно оценка за практику должна являться рекомендацией для будущих работодателей. Но работодатели на баллы смотрят редко, потому что знают им цену. Сами ведь когда–то писали своим практикантам шаблонные характеристики, независимо от их усердия.

— Практиканты сегодня никому не нужны, если не приносят реальной пользы предприятию, — рассказывает заведующий кафедрой декоративно–прикладного искусства БГАИ Михаил Козорог. — Первый вопрос работодателя: с каким заданием едут студенты и нужно ли это предприятию? В Березе ребята разрабатывали коллекцию керамической плитки для жилого и общественного интерьера. В Ивенце — белорусские сувениры. Если же задание студентов не подходит заводу и в производство не пойдет, иной раз приходится платить за расходные материалы из внебюджетных средств вуза. Хотя, я считаю, сами работодатели должны быть заинтересованы в практикантах, среди которых они могут выбрать для себя постоянных работников.

Конечно, проще переманить готового специалиста из другой фирмы, чем воспитывать с нуля. Но тот, кого купили, имеет склонность уходить к тому, кто заплатит больше...

Кстати Министерство образования разрабатывает проект нового положения о производственной практике. В нем, в частности, будет конкретно прописано, на каких условиях студентам предстоит проходить практику, сколько академических часов в день, как и где отрабатывать повторно, если прогуляли или получили отрицательный отзыв о работе. По каждой специальности составляется перечень организаций, где студенты ежегодно будут знакомиться с производственным процессом. Определяется размер (в процентах от ежемесячного оклада) оплаты труда руководителей практики, а также сколько будут «стоить» лекции, семинары и экскурсии для практикантов на предприятиях и в каких случаях руководителя практики могут освободить от основной работы.


Справка «СБ»

Теперь студенты и учащиеся могут пройти производственную практику в составе студенческих отрядов, если работа там соответствует профилю специальности, по которой они обучаются. Такое решение принял Совет Министров 5 августа. К слову, этим летом было сформировано почти 500 отрядов БРСМ педагогического, строительного и сельскохозяйственного профилей, в которых работали свыше 20 тысяч ребят.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter