Мальчик или девочка?

Для многих китайцев этот вопрос не так прост, как кажется
Для многих китайцев этот вопрос не так прост, как кажется

Одна моя подруга, которую окружающие считают сильной женщиной и ярой феминисткой, но которая сама при этом мечтает о тихой семейной гавани и понимающем супруге, любит повторять: «Мужчины у нас хорошие, просто демографическая ситуация их избаловала». Когда наши женщины обращают свой взор за границу — это не потому, что им хочется красивой тамошней жизни, а просто потому, что здесь мужиков на всех все равно не хватит.

Как в песне

Во всем мире обычное соотношение среди новорожденных 104 — 107 мальчиков на 100 девочек. В Китае этот показатель составляет в среднем 119:92, а в некоторых провинциях и вовсе 130:92.

Комиссии по планированию рождаемости вносят радикальные предложения. Например, отныне беременная женщина не имеет права знать пол будущего ребенка — ну, только в том случае, если это необходимо по медицинским показаниям. Но пока эта мера все же не принесла ожидаемого эффекта: подпольное определение пола ребенка обходится всего в 40 юаней (5 долларов).

Демографы считают, что всему виной — до сих пор живучее традиционно пренебрежительное отношение к женщине. Это особенно верно для деревни, где проживает большинство жителей Китая — почти 900 млн. человек. Здесь девочки с рождения (а во многих случаях и задолго до него) подвергаются самой настоящей дискриминации. Большинство девочек рождаются дома, не в самых лучших с точки зрения гигиены и санитарии условиях, тогда как большинство мальчиков появляются на свет в специализированных клиниках. Мальчиков лучше кормят и быстрее обращаются к врачу в случае их болезни, оставляя маленьких девочек самих мобилизовывать защитные силы организма.

В дополнение к запретительным мерам Национальная комиссия по планированию семьи начала широкомасштабную пропагандистскую кампанию «Забота о девочках» под девизом «Девочки не хуже мальчиков». Бабушкам и дедушкам, главным консерваторам в любой семье, читают лекции о равенстве полов. Девочек чаще и по более низкой стоимости, чем мальчиков, осматривают врачи. Для женщин организуют специальные курсы переквалификации.

Волшебный юань

Однако самой действенной мерой убеждения, как водится, оказался юань. В китайской деревне практически отсутствует пенсионная система: престарелых родителей должны содержать дети, в частности сыновья. В некоторых провинциях начат эксперимент: государство платит крестьянам ежегодную пенсию в размере 600 юаней (72,5 доллара). Правда, чтобы получить эти деньги, нужно отвечать нескольким критериям: родители должны быть старше 60 лет, принадлежать к классу крестьян, у них не должно быть детей, рожденных в период с 1973 по 2001 годы в нарушение государственной политики ограничения рождаемости, у них должен быть или один ребенок (любого пола), или две девочки. Во многих провинциях не стали дожидаться, пока родители состарятся, и стали семьям с новорожденными девочками выдавать займы в сумме 3.000 — 5.000 юаней для открытия собственного бизнеса. Правда, только в том случае, если семьи откажутся иметь второго ребенка. (Государственная политика ограничения рождаемости предполагает, что крестьяне, у которых первенец — девочка, через четыре года могут родить еще одного ребенка.)

Отношение к новорожденным девочкам пусть и очень медленно, но меняется. Но все равно рождение мальчиков даже в самых прогрессивных и «продвинутых» китайских семьях отмечают с куда большей помпой.

Кстати сказать, ситуация, когда семьи предпочитают мальчиков, не уникальна для Китая. В других азиатских странах, где никакой политики ограничения рождаемости нет и в помине — например, в Южной Корее, Индии, Сингапуре, теперь уже китайском Гонконге, — соотношение новорожденных мальчиков и девочек тоже не вполне естественно. Обычно это объясняют традициями конфуцианства. А Конфуций, между нами, был страшным консерватором и ретроградом, полагавшим, что место женщины в доме практически ничем не отличается от прислуги.

А что у нас

Но, положа руку на сердце, разве в нашей, столь далекой от Азии, действительности мы не сталкиваемся с тем же? Считается, что для того, чтобы состояться, наш мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Но разве у кого–нибудь из нас повернется язык назвать несостоявшимися Владимира Путина или Нурсултана Назарбаева — у каждого из них по две дочери? Так что, кажется мне, китайский лозунг «Девочки не хуже мальчиков» актуален практически в любой стране мира. А моя пекинская коллега из Бельгии — большая поклонница Поднебесной — уже внесла свой вклад в решение проблемы гендерного дисбаланса: вышла замуж за китайца. Ждут ребенка и мечтают, что будет мальчик.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter