Максимум экономики

О крестьянстве, ПРО и ВТО Одним из дискуссионных вопросов строительства Союзного государства является субсидирование аграрного сектора. Если уж мы говорим о равных условиях хозяйствования, то следует четко определиться, в каком объеме и по какой схеме государство должно поддерживать сельхозпроизводителей? Как наиболее оптимально использовать эту помощь? В преддверии вступления наших стран во Всемирную торговую организацию эта тема становится все более актуальной.

Между Беларусью и Россией нет серьезных расхождений в вопросах субсидирования сельхозпроизводителя, но есть вопросы, требующие обсуждения, отметил в ходе видеомоста Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Беларуси Александр Суриков. В частности, пока не согласованы объемы оказываемой поддержки. Но стоит ли нам здесь изобретать велосипед, о чем-то спорить и ломать голову, если уже есть мировой опыт, прошедший проверку временем.
Тот же Евросоюз производит продовольствия на 300 миллиардов евро, при этом только из госбюджета фермеры получают 50 миллиардов евро дотаций. В США аграрный сектор дотируется на 80 миллиардов долларов. На этом фоне уровень поддержки сельского хозяйства в России в процентном соотношении явно низок: при объеме сельхозпроизводства в 70–80 миллиардов долларов дотации составляют порядка двух миллиардов.
«При таком отношении к сельскому хозяйству на наших рынках будет доминировать импортное продовольствие», – заявил Александр Суриков. По его мнению, субсидирование аграрного сектора должно быть направлено в первую очередь на увеличение объемов производства, покрытие дефицита продукции на внутреннем рынке и повышение конкурентоспособности отечественных производителей.  
Дипломата полностью поддержал Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Он отметил, что многие государства практически полностью обеспечивают себя продуктами питания. Даже территориально маленькая Япония с пятью миллионами гектаров сельхозугодий и с населением в 122 миллиона на 75 процентов «закрывает» рынок собственной продукцией. В России – 80 миллионов гектаров сельхозземель, население чуть больше, чем в Японии, но страна с трудом обеспечивает себя продовольствием всего лишь на 50 процентов.  
– Да с нами и воевать не нужно, достаточно заблокировать поставки зарубежных продовольственных товаров из-за рубежа, и дело сделано, – подчеркнул Павел Бородин.  
В Беларуси объемы господдержки сельского хозяйства чуть больше, чем в России, но все равно эти цифры далеки от показателей Евросоюза. Да и саму систему субсидирования в целом нельзя назвать эффективной.
– Мы должны не просто вкладывать деньги в производство, а сделать так, чтобы помощь была максимально действенной, – считает председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Николай Чергинец. – В США я встречался с руководством Резервного банка. Они мне сказали: вы делаете ошибку, поставляя сельчанам горюче-смазочные материалы, семена, удобрения. Большинство из этого просто растаскивается или приходит в негодность. У них совсем иная система. Они определяют отрасль сельского хозяйства, требующую помощи, и называют сумму, скажем, 100 миллиардов долларов. Но это не прямые дотации. Фермерам предлагают, например, увеличение закупочных цен на мясо в три раза. Соответственно у них появляется стимул произвести больше продукции.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Российской Федерации Василий Долголев отметил, что в Беларуси применяются адресные, прямые субсидии, в то время как российская система оказания помощи сельскому хозяйству более адаптирована к требованиям ВТО. «Учитывая размеры экономик двух стран, белорусской стороне, видимо, придется приспосабливаться к российской системе», – считает Василий Долголев. 
Одним из приоритетных направлений союзного строительства было и остается сотрудничество в военной сфере. Планируемое размещение элементов американской противоракетной обороны вблизи западной союзной границы может нарушить достигнутый баланс вооружений в Европе и увеличить военную угрозу. Разумеется, этим планам необходимо что-то противопоставить. 
По мнению председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики, стоит только американцам разместить на территории Польши и Чехии свои противоракетные установки, как у них тут же появится желание развернуть там наступательное оружие. Сегодня никто не даст гарантию, что у наших границ не появятся мощные военные базы, на территории которых будет находиться не только многочисленная ракетная техника, но и ядерное оружие.
«Я уверен, что размещение элементов ПРО в Восточной Европе и, возможно, в Турции служит всего лишь прикрытием истинных намерений США, – заявил Николай Чергинец. – Что бы они нам сегодня ни рассказывали, как бы ни успокаивали, верить им сложно. Когда Советский Союз выводил войска из Германии, со стороны руководителей западных держав и Соединенных Штатов как из рога изобилия сыпались заявления и обещания о том, что НАТО не продвинется на восток ни на дюйм. И что мы видим? Они продвинулись более чем на 1000 километров. Союзное государство должно выработать единую позицию по данному вопросу. Надо четко сказать международному сообществу, что на самом деле кроется за планами американцев и какую опасность несет это противостояние для народов тех стран, где будут размещены элементы ПРО».
В последнее время в некоторых СМИ появились слухи о том, что в аппарате избранного президента России Дмитрия Медведева готовится новая стратегия союзных отношений под лозунгом «максимум экономики, минимум политики!».
Посол РФ в Беларуси Александр Суриков напомнил, что Дмитрий Медведев является продолжателем нынешнего политического  курса России, так что кардинальных изменений в политике государства не произойдет. Что же касается перевода союзного строительства на рыночные рельсы, в том числе по ценам на энергоносители, то такая политика  осуществляется еще с 2007 года, и в перспективе она позволит выстроить мощную конкурентоспособную союзную экономику. 
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями Николай Дубовик отметил: «Медведеву, как и всей России, не нужна слабая Беларусь, ей нужен сильный и надежный союзник, и чем сильнее Беларусь, тем сильнее будет Россия». Поэтому слухи, кто бы их ни распространял, слухами и останутся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter