«Максимка» страшнее пулемета

В технической жидкости «Максимка» содержится диэтилфталат, который пагубно влияет на центральную нервную систему человека.
В технической жидкости «Максимка» содержится диэтилфталат, который пагубно влияет на центральную нервную систему человека.

Андрей, бывший десантник, на здоровье никогда не жаловался. И вдруг стали его одолевать хвори: то давление зашкалит, то сердце заноет. Вдобавок еще и зрение начало падать. Как не задуматься, с чего бы? После недолгих размышлений страдальца осенила догадка: а не виной ли всему молдавский коньячок? Случалось, покупал парень бутылочку–другую у знакомого коробейника (а чего ж не взять, раз «без торговой наценки»?). Своими подозрениями Андрей поделился с милицией. Вскоре опасения любителя «южного» напитка подтвердились: продавец оказался дилетантом–производителем. После знакомства компетентных органов с технологией «производственного процесса» выяснилось: на оригинал продукция коньячного афериста походила лишь цветом.

Брэнд и бред

Помню, просвещали меня асы–дегустаторы из БелНИИ пищевых продуктов, что сотворить рецепт водки или коньяка — это целое искусство. В современные водки добавляются ароматные спирты высочайшего качества, лечебные травы и даже снадобья, обладающие антипохмельным эффектом. Причем в строго определенных пропорциях. И только заводы–изготовители в совершенстве владеют секретами производства высококачественных горячительных напитков. А вот гражданин России, приехавший в Минск и решивший организовать здесь подпольный цех, полистав кое–какую «учебную» литературу, рассудил так: чем проще смотришь на вещи — тем выше прибыль. В качестве основного ингредиента для своего «производства» он выбрал бытовой растворитель (некоторые «производственники» используют техническую жидкость «Максимка») и принялся за дело. Процесс, как говорится, пошел. Параллельно с ростом спроса «химик» расширял ассортимент. Вслед за фальшивым «Новым веком» было поставлено на поток «производство» «паленой» «Белой Руси Серебряной», «Стольградной», «Вясковай» и т.д. Два года «предприниматель» бессовестно эксплуатировал славу торговой марки РУП «Минск–Кристалл» (фальсификаторы обычно берут за «образец» раскрученные брэнды). Был продуман и механизм распространения «левого» товара. Скромная работница котельной одного из минских унитарных предприятий, подручная «бригадира» подпольного цеха, подходила на роль «торгового агента» как нельзя лучше. Благодаря ее стараниям от клиентуры не было отбоя: знай подсчитывай барыши. Райская жизнь закончилась для подельников неожиданно: «секретное» производство накрыли сотрудники УБЭП ГУВД Мингорисполкома. По всему видно, планы у аферистов были масштабные: оперативники изъяли 215 бутылок нереализованной «водки», 240 литров растворителя, 884 поддельные белорусские акцизные марки, 4.920 этикеток, 2.600 пустых бутылок, клей, фильтры, и прочие подручные средства. В результате все эти вещдоки потянули на два уголовных дела.

О барышах «учредителей» подпольного бизнеса упомянуто не зря. На каждый затраченный на производство фальшивого пойла рубль приходится 2 — 2,5 рубля чистой прибыли. Где еще так заработаешь? С другой стороны, и для клиентов подпольщиков очевидна финансовая выгода: продукция самозванцев–реализаторов в 1,5 — 2 раза дешевле магазинной. Впрочем, напороться на фальшивку можно не только при покупке бутылки с рук. Наиболее продвинутые махинаторы умудряются толкать разбавленный водой растворитель под видом «Крышталя Серебряного» или «Водолея» через охочих до легких денег посредников в барах и небольших, чаще сельских, магазинчиках, причем по рыночной цене. В первом случае даже не нужно заботиться о надлежащем внешнем виде тары для суррогата: он разливается по рюмкам и графинам. Для потребителя все шито–крыто. И нагрянь ненароком какая–нибудь инспекция, бармен с честным видом предъявит проверяющим накладные на припрятанную под прилавком продукцию завода–производителя. Что касается затерявшихся в далеких деревеньках сельмагов, где продавец — директор, грузчик и кассир в одном лице, там и вовсе расчет нехитрый: ревизоры без особой надобности в глушь не сунутся.

Опыт подпольной работы

Кроме кристалловских водок, в чести у кустарей продукция Брестского ликеро–водочного завода. Один 48–летний минчанин, нигде не работавший, прослыл «ветераном» фальсификационного ремесла. Первый «производственный» опыт почитателя закончился полным крахом: подпольный цех рассекретили, а его «работников» задержали. Однако автору криминального проекта удалось скрыться и начать все сначала. След беглеца оперативники обнаружили в Смолевичском районе. К процессу «ветеран» подошел основательно: установил дорогое оборудование, разработал схему сбыта. К моменту задержания «фабрикант» успел заработать 36 с лишним миллионов рублей. Конфискованные 400 литров спиртосодержащей жидкости и 620 пустых водочных бутылок свидетельствовали, что объемы «производства» предприимчивый делец снижать не собирался.

Если за выпуск «самопальной» водки берутся все кому не лень, то наладить производство коньяка рискнет не каждый. В основном в изготовлении липового «Черного» или «Белого аиста» замечены уроженцы стран, где знают толк в этом напитке. Коньячный бизнес по улице Славинского, который основали две сестры–молдаванки, так же как и предыдущие «градусные» инциденты, закончился уголовным делом. Сотрудники УБЭП ГУВД расценивают такой итог как большую «оперскую» удачу. Вначале в поле зрения правоохранителей попал водитель микроавтобуса, поставлявший деятельным дамам спирт. Он–то и вывел правоохранителей на «партнерш» по афере. Чтобы убедить клиентов в подлинности товара, сестры лепили на бутылки молдавские акцизные марки. Легенда получалась складная: мол, по большому блату товар приобретается прямо с конвейера и поставляется белорусским любителям коньячных ароматов.

— Истинный ценитель конька в любом случае распознает подделку, — прокомментировали ситуацию в одном из минских подразделений по борьбе с экономической преступностью. — Но постоянные клиенты подпольных производителей горячительных напитков — отнюдь не дегустаторы–самородки. Зачастую к услугам «подпольщиков» обращаются те, кто уже навеселе и жаждет добавки, а в магазин бежать или далеко или поздно. Тут уж не до вкусового букета. Как говорится, было бы чем «догнаться». Охотно берут «паленый» товар на юбилеи и свадьбы — дешево и сердито. Так что перед тем как поднять чарку на банкете, нелишне будет перекреститься.

Как распознать кустарное спиртное?

Заводская этикетка приклеена к бутылке аккуратно, а на емкости с фальшивым спиртным могут быть потеки клея.

В подлинной белорусской акцизной марке имеется защитная металлизированная нить. Фальсификаторы вместо нее используют фольгу.

Если на молдавском коньяке нет белорусской акцизной марки, не исключено, что в бутылке суррогат.

Из–за несоблюдения гигиенических норм производителями фальшивых водок и коньяков в таре зачастую имеется осадок.

Кальмар–самозванец

Лавры подпольных производителей водок и коньяков не дают спокойно спать и другим охотникам до легких денег и чужих брэндов. Каково же было удивление лидских мукомолов, когда у них вдруг объявился «преемник». Упаковки поддельной и настоящей лидской муки почти неразличимы, за исключением мелкого штампа на обратной стороне фальшивки с именем расфасовщика. В проштампованные упаковки засыпалась российская мука никому не известного производителя. Впрочем, это не единственный обман. Срок годности безродной муки махинаторы удлинили искусственно на целых полгода.

Минские представители владивостокской фирмы «Дальпико–Прим» также опешили от новости, что у них есть двойник. Фальсификатором оказался неудачливый фермер: дела на сельскохозяйственном фронте у афериста шли из рук вон плохо, вот он и решил подзаработать на чужих успехах — занялся фасовкой в знакомые потребителю пакетики «левого» сушеного кальмара. Выдала проходимца одна деталь: фирма изменила оформление упаковки, а фермер об этом ничего не знал.

Частного предпринимателя, который организовал под Минском цех по расфасовке арахиса в шоколаде и рыбки к пиву, вопросы качества товара также мало волновали. Все продукты были с истекшим сроком годности и никакого отношения к красующимся на упаковке торговым маркам не имели.

Кроме ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, любителям присваивать чужие дивиденды приходится отвечать и за распространение ложной информации по статье 250 УК. Наказание — вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет. Так что обман потребителей — дело весьма рисковое. Подобное с рук не сходит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter