О мультипрофильных педагогах

Макаренко широкого диапазона

Взаимоотношения учитель — ученик всегда были поводом для дискуссий. Как говорится, от педагогов и врачей все время ждут чуда, а как только оно происходит — никто не удивляется. И если в начальной школе учитель становится этаким человеком–оркестром, то уже с пятого класса школяров подстерегает серьезное испытание: подстроиться под требования каждого предметника. Правда, тут есть нюансы.


Согласитесь, дело привычное, когда один и тот же педагог ведет биологию и химию или математику и физику. При таком раскладе сразу вырисовывается несколько плюсов: на уроке по одному предмету можно смело применять знания, полученные по второму, одновременно кое–что подтянуть, кое–где заполнить пробелы. Да и стимул дополнительный для учебы появляется, ведь уже не заявишь: «Это мы не проходили, это нам не задавали». А как вам ситуация, когда сразу все предметы преподает один человек?


Нереальная на первый взгляд схема работает. Наглядный пример — опыт США, где в некоторых отдаленных регионах трудятся так называемые мультипрофильные педагоги: они обучают детей разных возрастов сразу всему класса до шестого. Привычной разбивки на 1 «А» или 5 «Б» здесь нет, поэтому возникает еще один полезный для учеников бонус: одновременно старшие ребята участвуют в обучении младших. И только когда дети подрастают, начинают ездить на занятия в обычные учебные заведения, где каждую дисциплину традиционно преподает отдельный специалист. Естественно, при такой системе педагогический мастер на все руки получает за свою нелегкую работу повышенную зарплату, ведь нагрузка–то нешуточная...


Сложно представить такую картину у нас? А вот эксперты не исключают, что и мы однажды к подобному придем. Сегодня по всей стране множество классов, где меньше 5 учеников, а в 312 из них (0,8 процента от общего числа) и вовсе один–единственный. Наверняка большинство учебных заведений с такой комплектацией уже в этом году попадут под гребенку оптимизации: детям придется ездить на занятия в другой населенный пункт, иногда совсем неблизкий, а это временами и утомительно, и долго. Чем мультипрофильный педагог не альтернатива?


Главный аргумент против такого подхода — трудности, с которыми столкнется «многостаночник». С одной стороны, можно вспомнить про домашних учителей, которые в Российской империи успешно с этим справлялись. С другой — у них и объем информации был куда меньше. Да и работали они преимущественно с одним ребенком, а современным педагогам нужно умело дирижировать группой. Возможно ли? Владимир Зданович, директор департамента контроля качества образования Минобразования, подчеркивает: не стоит путать школу с первым–вторым курсом университета. По объемам программы учителю вполне под силу освоить сразу несколько предметов. Конечно, одному человеку сложновато обучать ребят одновременно гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Но сосредоточиться хотя бы на одном из блоков — вполне реально. К слову, на итоговой коллегии Минобразования министр Сергей Маскевич поинтересовался, как бы отнеслись наши педагоги к идее стать «многостаночниками». Для начала, к примеру, по естественным предметам. Зал отреагировал шумно, мол, не самая лучшая идея. Тут попробуй только с тетрадями по русскому или математике разберись! Впрочем, в кулуарах потом не скрывали, что в небольших школах иногда так само собой получается: историк попутно ведет физику, а химик — белорусскую литературу.


«Я сама математик, но не раз заменяла коллег по английскому и русскому», — призналась учительница из Молодечно, никого не удивив. О полноценной альтернативе тут, конечно, говорить не приходится, но ведь, скажем прямо, цели такой пока никто не ставил. Наоборот, эксперты настаивают: стать мультипрофильным педагогом сможет далеко не каждый, таких специалистов нужно тщательно отбирать, дабы не выхолостить идею. И, естественно, соответствующе им платить.


Советская Белоруссия №31 (24414). Вторник, 18 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter