В Международный день танца на «Беларусь 3» покажут концерты ведущих хореографических коллективов страны

Магия зажигательных ритмов

29 апреля все поклонники хореографического искусства вместе с любимыми артистами отмечают профессиональный праздник — Международный день танца. А значит, следующим субботним вечером служители Терпсихоры по всему миру обязательно поднимут бокалы в честь отца современного балета — французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра: это его день рождения по решению ЮНЕСКО в 1982 году стал главной точкой праздничного отсчета. Самая культурная кнопка отечественного телепространства в стороне от праздника, конечно, тоже не останется. В 16:00 гостем проекта «Камертон» станет народный артист Беларуси Валентин Дудкевич, а сразу после в эфире покажут концерт Государственного ансамбля танца Беларуси, у руля которого Валентин Владимирович стоит с середины 1980-х. В 23:40 на «Беларусь 3» — еще один музыкальный подарок для всех ценителей народного танца. На этот раз зрителям предложат хореографический спектакль «Ад смутку да вяселля» в исполнении артистов прославленного ансамбля «Хорошки».

Программа «Танцы народаў свету» — одна из самых любимых как для зрителей, так и для самих артистов Госансамбля танца Беларуси. 

Немая поэзия

…Без малого уже 40 лет Валентин Дудкевич каждый день приезжает в Белгосфилармонию. Здесь, в лабиринтах третьего этажа, прописано его детище — Государственный ансамбль танца. О делах коллектива народный артист Беларуси не забывает ни на минуту. Без устали придумывает новые постановки, доводит до совершенства старые наработки. Его танцоры первыми сломали стереотип о том, что в хореографии белорусов — одни только «лявонiхi» да польки. В репертуаре ансамбля почти сотня номеров самых разных направлений.

— Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, таящая в себе часть народной души, — уверен Валентин Владимирович. 

Он признается, что до сих пор не может понять, как получилось так, что когда-то выбрал эту профессию. В хореографическое училище отправился по желанию родителей, хотя классический танец на тот момент казался ему занятием скучным и малоинтересным. 

— Меня больше интересовали стрельба, бокс, теннис — «игрушки» настоящих мужчин, — вспоминает народный артист Беларуси. — Сначала пытался вырваться, но у меня, к удивлению, обнаружились неплохие танцевальные способности. Когда окончил училище, сразу был принят в труппу театра оперы и балета. Помню, страшно этим гордился. Выпуск — 20 человек, а приняли всего восьмерых, и меня в том числе. Получал 90 рублей, а отец, мастер на заводе автоматических линий, зарабатывал 350. Звал меня в ученики: мол, человеком станешь, через полгода будешь иметь 200 рублей. На что я отвечал: «Папа, как ты можешь? Это же искусство! Я никогда не уйду из театра».

Но все же ушел, протанцевав в театре 13 лет. Чуть позже Дудкевич получил приглашение из Белгосфилармонии, где работал танцовщиком, балетмейстером, режиссером, руководителем отдела спецмероприятий… В 1986 году талантливого хореографа пригласили на должность худрука Государственного ансамбля танца. О новой главе в его жизни, современном белорусском народном танце и будущих программах Валентин Владимирович расскажет зрителям 29 апреля в 16:00. Концерт «Танцы народаў свету» ждем в эфире в 16:25.

«Ад смутку да вяселля»

Это сейчас кажется, что народный танец и ансамбль «Хорошки» — явления нераздельные и существовали всегда. Когда Валентина Гаевая только начинала, она фактически создавала новый жанр. Почти 50 лет назад появились ее «Хорошки» — ансамбль, который давно называют брендом и одной из визитных карточек Беларуси. 

Задумывая вместе с Николаем Дудченко «Хорошки», Гаевая сразу же поставила перед собой задачу — вывести белорусскую хореографию на уровень российской и украинской. В России в то время были популярными легендарные ансамбли Моисеева, Надеждиной, Устиновой, в Украине — Вирского, напоминает Валентина Ивановна:

— И вот тогда я увидела, что серьезно белорусским ни танцем, ни костюмом никто не занимался. Информацию приходилось собирать по крупицам. Движения подсматривались на деревенских праздниках и сводных концертах самодеятельности. 

Создателям «Хорошек» приходилось с нуля учиться всему своему. Они много ездили по всей стране, смотрели, как танцуют в маленьких городах, деревнях и местечках.

— А еще мне очень хотелось вернуть престиж нашей истории. До полного раздела Речи Посполитой Беларусь, пусть она и по-разному называлась, но была центром Европы. В ХХ веке об этом не знали. Когда мы выступали на первых порах за границей, звучали вопросы: «Кто это? Белорусы? А где они живут? В какой стране?» Сейчас уже не спрашивают. Более того, однажды в Италии для нас сделали афишу: нарисовали карту Европы, в центре отметили Минск, а внизу большими буквами написали «Хорошки», — вспоминает Валентина Гаевая. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter