Магия волос

Издавна у разных народов бытовали поверья, что жизненные силы человека сосредоточены в волосах.
Издавна у разных народов бытовали поверья, что жизненные силы человека сосредоточены в волосах. Сегодня в это мало кто верит, однако здоровые, блестящие и ухоженные волосы стали неотъемлемой частью положительного имиджа и мужчины, и женщины. Навязчивая реклама средств по уходу за прической сделала свое дело: мы стали чаще обращаться в парикмахерские. За последние полвека их количество в Беларуси увеличилось в 5 раз, а среднестатистические расходы жителей страны на оплату услуг цирюльников выросли с 1 рубля 60 копеек до 20 с лишним тысяч рублей.

Впрочем, слишком обольщаться абсолютной несопоставимостью цифр не стоит. Удельный вес парикмахерских расходов в среднестатистической заработной плате на самом деле «потяжелел» лишь вдвое. С 2,6 процента до 5. Куда более доходный парикмахерский бизнес в России. В театральном, политическом бомонде стало модным вкладывать деньги в дело. Например, известные журналисты покупают мини–пекарни, Ирина Аллегрова мечтает о кафе с кондитерской, а Анастасия Волочкова в прошлом году зарегистрировала свое имя в качестве брэнда для новой парикмахерской. У нас парикмахерский бизнес занял свое почетное второе место в сфере бытовых услуг после ремонта и обслуживания автомобилей. На третьем месте, кстати, фотография. Если вам интересно, какие услуги прежде всего интересовали наших родителей, то скажу, что тогда в фаворе были швейные ателье. На их долю приходилось до 40 процентов плана по бытовому обслуживанию населения. Передовиков пытался догнать «ремонт бытовой техники». В этом рейтинге парикмахеры были третьими. Впрочем, все это лишь присказка. А «сказка» на сей раз будет о том, о чем обычно принято говорить вполголоса, что страшно портит имидж дела, но очень волнует рядового потребителя. О безопасности похода в парикмахерскую.

Быстра вошка на гребешок...

Как небезосновательно считают в Минском городском центре дезинфекции и стерилизации, парикмахерские потенциально могут стать «инкубаторами» грибковых заболеваний, микроспории, педикулеза, вирусного гепатита и ВИЧ. Однако доказать факты заражения клиентов этими заболеваниями еще ни разу не удалось. «Хотя некоторые подозрения и косвенные «улики» в отношении распространения, например, гепатита через парикмахерские у нас есть, — говорит Лариса Бойко, врач–эпидемиолог Минского городского центра дезинфекции и стерилизации. — Некоторые заболевшие гепатитом указывали в анамнезе, что посещали парикмахерские, как, впрочем, и другие общественные места». «Заражающая доза» вируса гепатита довольно низка. А в кресле парикмахера вполне может оказаться хронически больной без видимых признаков заболевания. Сами парикмахеры не скрывают, что к ним частенько приходят стричься дети и подростки с педикулезом — попросту с вшами.

Чтобы с нами после посещения парикмахерской не случилось какой беды, за культурой обслуживания строго следят специалисты центров гигиены и эпидемиологии. В 2004 году в Минске были вынесены постановления о приостановке работы 30 парикмахерских из 452 имеющихся. По словам заведующего отделением коммунальной гигиены Минского ГЦГиЭ Олега Ботана, там нарушали элементарные правила гигиены: не проводилась должная дезинфекция инструментов, полотенца были, мягко говоря, не совсем чистые, а уж про уборку и говорить нечего...

Между тем грибковые заболевания передаются через расчески, ножницы, бигуди, салфетки, полотенца и даже ванночки для рук и ног. Специалисты рекомендуют клиентам обращать внимание на чистоту в парикмахерских (норма: влажная уборка ежедневно и генеральная — раз в месяц), хорошую вентиляцию (инфекция довольно долго сохраняется во внешней среде), «свежесть» спецодежды, полотенец и т.д. У работника должно быть три сменных набора инструментов. И желательно, чтобы новый комплект парикмахер разворачивал и раскладывал на стерильной салфетке в вашем присутствии. Впрочем, визуально удостовериться, что инструмент обработан должным образом, довольно сложно. Ведь парикмахерская — это не кабинет стоматолога, где есть специальное оборудование для термообработки «орудий труда». Цирюльники для дезинфекции используют химикаты. Вся надежда лишь на то, что в «группе риска» вместе с вами и сам мастер.

Все средства хороши?

Страна в центре Европы неизбежно оказывается в сети товарных потоков, идущих как с запада, так и с востока. Все виды косметики, предназначенные для продажи на внутреннем рынке, подлежат обязательной гигиенической регистрации. Непременно спрашивайте у продавца соответствующий документ, выданный специальной лабораторией Минздрава. Он — своего рода гарантия безопасности шампуня, кондиционера и любого другого новомодного средства. Кстати, кремы и декоративная косметика проходят еще и сертификацию, то есть проверяются на соответствие отечественным стандартам качества.

Белорусские стандарты гигиенической безопасности значительно жестче, чем в странах ЕС, особенно по отношению к краскам для волос. Так что в пристрастном изучении продукции можно не сомневаться. Первым делом эксперты изучают все сопроводительные документы, инструкции, товарно–транспортные накладные, таможенные документы. Это позволяет убедиться в достоверности сведений о товаре и исключить вероятность подделки. Затем приходит черед проверки мест хранения, упаковки. «Температура хранения косметических средств должна быть в пределах плюс 4 — 26 градусов по Цельсию, — рассказывает Галина Эрм, старший научный сотрудник Республиканского научно–практического центра гигиены и эпидемиологии. — Если упаковка повреждена, велика вероятность попадания и размножения микробов, например, стафилококка, кишечной палочки». Кстати, правила целостности упаковки должны соблюдаться и при продаже товара. Если в магазине вы хотите получше рассмотреть помаду, пудру или тушь, продавец может предложить вам только пробник. Косметика — товар специфический: достаточно подышать, дунуть, а тем паче кашлянуть, и все: на тюбике той же помады — целый букет микробов. Потому совет специалистов: никогда не покупайте средства по уходу за телом, лицом и волосами на рынке. Условия хранения и продажи там, как правило, грубо нарушаются.

Еще два этапа гигиенических испытаний косметической продукции — проверка ее микробиологического состава и токсичности. С микробиологией понятно: найдут кишечную палочку в шампуне, свидетельства о регистрации не видать. Но встречается кое–что и похуже. Знаете ли вы, например, что абсолютно экологически чистой продукции у нас нет. Существуют лишь предельно допустимые нормы содержания в ней токсичных и тяжелых металлов. К примеру, растительное сырье, которое входит в состав средств по уходу за волосами (чем наперебой хвастают производители), грешит «передозировкой» свинца, а в косметике, содержащей водоросли, морскую грязь, бывает многовато мышьяка и ртути. Ахиллесова пята красителей, поступающих на отечественный рынок, — высокая концентрация ионов водорода.

Впрочем, даже наличие свидетельства о гигиенической регистрации не убережет вас от аллергической реакции. По медицинской статистике, примерно каждый 5–й житель Беларуси страдает врожденной или приобретенной аллергией. Потому выбор шампуня, средств по уходу за волосами, их окраске — дело сугубо индивидуальное. Тем не менее ни в одной парикмахерской, услугами которых пользуюсь, ни даже в модных салонах мне еще ни разу не предложили тест, чтобы выяснить, как я переношу тот или иной препарат. Работники объясняют это явным неудобством процедуры — дожидаться реакции нужно несколько часов. Хотя можно было бы и подождать, в целях безопасности.

Здоровье = красота

Волосы болеют. Это аксиома. Потому–то уход за ними нужно начинать с правильного питания и здорового образа жизни.

Прическу могут серьезно испортить слишком теплая и тяжелая меховая шапка, недостаток физической активности, жирная, сладкая пища и неблагоприятная экологическая обстановка. Волосы «сигналят» о нарушении иммунитета, гормональных проблемах, дисфункции щитовидной железы. Подверженные всем этим напастям волосы становятся тусклыми, ломкими, секутся на кончиках. В некоторых случаях борьба с последствиями вредного воздействия внешней среды требует серьезного лечения. Например, повышенное содержание в воздухе алюминия чревато очаговым выпадением волос. К счастью, беда эта поправима.

В специализированных центрах, где есть трихологи, дерматологи, современное диагностическое и лечебное оборудование, обещают вернуть волосам красоту. Правда, за деньги. Скажем, консультация узкого специалиста обойдется в 20 — 25 тысяч рублей. Диагностика — более 100 тысяч рублей, а борьба с выпадением волос оценивается в 300 — 500 долларов. Причем сегодня не существует препаратов, способных предотвратить генетически запрограммированное облысение, которому подвержен практически каждый 3–й представитель сильного пола. Процесс этот можно лишь замедлить, не забывая, что средства от выпадения волос эффективны только при постоянном их применении.

Наши волосы губит и стресс. Когда организм активно выделяет адреналин, сужаются сосуды, нарушается питание корней волос. Но главное даже не это. «Практически никогда во время стресса женщина не начинает есть курагу, мед, делать легкие утренние пробежки, — говорит психолог Надежда Петрашкевич, — чаще всего она много курит, пьет кофе и закусывает неприятности чем–нибудь сладеньким». Все это только усугубляет ситуацию. Кроме того, волосы — символ женской красоты. Если же их хозяйка считает себя не очень привлекательной — волосы тускнеют. В таких случаях в их лечении поможет психотерапевт, задушевные беседы и расслабляющий массаж.


Неписаные правила

Для ухода за волосами используйте только подходящий именно вам шампунь.

Никогда не наносите шампунь из флакона прямо на голову. Обязательно разотрите его в ладонях.

Не оставляйте шампунь на голове длительное время.

Массируйте голову очень осторожно, ополаскивайте тщательно и желательно не проточной водой.

Вода не должна быть горячей.

Используйте для сушки чистое, предварительно согретое полотенце.

Избегайте частой сушки волос феном; расчесывайте уже слегка подсушенные волосы.

Автор благодарит Республиканскую научно–техническую библиотеку за помощь в подготовке материала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter