В Гомельской области команда звездных учителей реализует уникальный образовательный проект

Магия учения

Проводить захватывающие открытые уроки для детей и мотивирующие мастер‑классы для педагогов. В Гомельской области такую миссию взяли на себя учителя — победители конкурсов профессионального мастерства, объединившись в клуб «Зорнае крыло». Все для того, чтобы передать лучшие наставнические ноу‑хау коллегам, вдохновить и зажечь искру живого интереса у детей. За время действия инициативы команда суперпедагогов побывала в 25 школах Гомельской области, продемонстрировав методы инновационного и нестандартного обучения сотням учеников и учителей.

Нейросеточки спешат на помощь

Место события — Гомельский район, специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС. Аудитория — в основном будущие курсанты вузов мужских профессий, для которых хорошее знание предметов и чувство гордости за Родину взаимосвязаны. Второе дыхание в конце учебного года и на старте поступления нужно даже таким заряженным ученикам. Визит лучших педагогов области — хорошая мотивация для лицеистов и педколлектива собраться с силами, прокачать знания и открыть ресурсы для движения вперед.

С 2008 года, момента создания, областной клуб «Зорнае крыло» объединяет победителей конкурсов разных лет. Причем это не только «Учитель года Республики Беларусь», но и другие площадки профмастерства региона и страны. Зная уровень подобных испытаний, можешь не сомневаться: эти педагоги проведут урок на максимуме и с мелом у доски, и у мультиборда с помощью искусственного интеллекта. А главное — доступно и креативно.

Физика, русский, математика, биология, география, английский — понимаешь, что все эти педагоги-предметники круты по определению, у каждого хочется побывать, но для старта выбираем русский язык.

Строгие лицеисты-десятиклассники спустя несколько минут после начала урока смягчились. С дисциплиной все на высшем уровне, с живым откликом, вопросами, рассуждениями — тоже прекрасно. Как будто Ольга Кислова, учитель русского языка гимназии № 51 Гомеля, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь — 2014», преподает у них давно. Легко, в пару кликов учитель настроила ребят на одну волну. А когда упомянула нейросети, десятиклассники вытянулись от любопытства:

Ольга Кислова.

— С некоторых пор нейросети я называю нейросеточками. Потому что они наши маленькие помощники, если использовать их грамотно и с умом. Когда я готовилась к занятию, попросила нейросеточки помочь с оформлением презентации для урока. Визуал — их конек, этим обязательно нужно пользоваться. И сегодня такая визуализация нам здорово пригодится, чтобы освежить в памяти и закрепить довольно сложную и объемную тему: «Одна и две Н в разных частях речи».

Педагог не скрывает: сразу запомнить правило — любая нейросеть сойдет с ума. Поэтому справляться предлагает поэтапно, самостоятельно двигаясь шаг за шагом, по методике step by step, разбирая все узлы этой схемы и отрабатывая навык на каждом этапе. Учителя, сидящие рядом, шепотом переговариваются, что вот такое 45‑минутное занятие Ольги Кисловой — сразу 20 уроков в одном, концентрация правил из всех разделов, которые изучались раньше... В конце урока суперпедагог советует ребятам:

— Перед экзаменами повторяем правила и не позволяем своему мозгу включать интуицию там, где она не нужна, действуем строго по алгоритму. Только так вам удастся избежать ошибок.

Николай Тимошенко.
После урока лицеисты взбудоражены. Во-первых, 45 минут пролетели на одном дыхании. Во-вторых, реально вспомнили, что проходили, и закрепили подзабытое. Десятиклассник Николай Тимошенко делится тем, что зацепило:
— Впечатлила сама система построения урока — интересно, увлекательно, через презентацию. За маленький промежуток времени охватили такую большую тему. Много практиковались. Использование нейросетей для визуализации правил — удачный ход. Мы нейросетями нередко пользуемся, чаще всего для развлечения. А это, оказывается, эффективная вещь, которая может быть применима и на уроках.
Для Ольги Кисловой это далеко не первый открытый урок. Но каждый очередной, говорит филолог, всегда отличается от предыдущего:

— Участие в выездном проекте клуба — опыт нового общения и новых вопросов, потому что каждая незнакомая ученическая аудитория — вызов. Убеждена, учитель должен быть на шаг впереди. В том числе и во владении нейросетями, которые сегодня актуальны, интересны молодежи. Это миф, что искусственный интеллект помогает написать достойное сочинение, а вот поручить ему каждодневную рутинную работу — почему бы и нет? Сегодня за считаные минуты составляется план-конспект урока. На основе идей, которые сгенерирует сеть, можно придумать увлекательные задания, дидактические материалы, продумать визуализацию и тем самым сделать урок оригинальным и более глубоким. Скажем, если раньше учителю не хватало дизайнерских навыков для воплощения собственных идей, то сейчас нейросеть поможет и в этом.

У зеркала две стороны

Спешим на физику. Здесь вовсю творится магия законов отражения света. Ощущение, что попадаем не в кабинет, а в зал зеркал. Правда, не кривых, а плоских. Сегодня это тема урока.

Мальчишки заглядывают в зеркала, которые им раздал Александр Минов, учитель физики СШ № 74 Гомеля, участник республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь — 2017». Здесь точно не заскучаешь еще и потому, что педагог строит урок сплошь на провокационных вопросах, вынуждая детвору сомневаться и проверять все на практике. Задается очередным: «Плоское зеркало показывает правду и только правду? Согласны?»

Александр Минов.

Лицеисты в принципе согласны. Но преподаватель уж очень прямолинейно на этом настаивает. Учитель мгновенно реагирует на возникшую паузу, предлагает еще раз посмотреть в зеркало, оценить, не вверх тормашками ли отражаются ребята, не увеличились ли в размере. Когда практически вся аудитория с очевидным соглашается, педагог возвращается к исходной точке задания:

— Взглянув в плоское зеркало, вы не становитесь ни больше, ни меньше. Это не делает вас хуже или лучше, вы такие, какие вы есть. Показывает правду и только правду. Никакой ретуши.

Но лицеист Данила вмешивается. Молодой человек сомневается: а расстояние от предмета до зеркала точно одинаковое с двух сторон? Минов такому повороту только рад: «Подтвердится или нет сомнение Данилы?» — учитель идет к доске с маркером. Опытным путем сообща выходят на понимание, что первое свойство — расстояния от предмета до зеркала и от зеркала до его изображения равны.
В процессе всего урока ребята на каждое утверждение выходят через опыт, полученный здесь же, на занятии. Постоянно работают с зеркалами и линейками, проводят измерения и расчеты. Учитель то и дело выводит лицеистов на понимание прочитанного параграфа с опорой на личную практику. Сухие абзацы наполняются собственным опытом. Хорошее комбо для усвоения непростого предмета.
После урока ребята не спешат покидать кабинет. Еще колдуют над зеркалами, сверяются друг с другом. Лицеист Илья Ковалев признается:

— Я не из этого класса. Специально попросился на открытый урок физики, наслышан об этом преподавателе. У меня с физикой все хорошо. Но здесь вообще было сверхдоступно. Очень понравилось. Мне кажется, что с этим педагогом интересно учиться, предмет дается проще и легче. Потому что многое он объясняет на жизненных примерах. И это классно.

Александр Минов тоже неохотно расстается со «своими» детьми. Впечатлен, как с первых минут ребята включились в процесс. Делится тем, что хотелось донести ученикам и педагогам во время открытого урока:

— Физика — наука сложная. Но интересная. На уроках я стараюсь давать не сухие законы, а вызывать у детей вопросы, подталкивать к осмыслению. Потому что физика — это реальная жизнь, которая по определению не может быть скучной. И ребята должны понимать, как это можно применить. Мои ученики иногда шутят: «Кто не знает физику, тот верит в магию».

На алгебре познай Беларусь

Честно, от математики такого никто не ожидал. Педагог средней школы № 9 Мозыря Татьяна Туровец, победитель областного фестиваля районных тренеров по математике в 2023 году, бросила вызов восьмиклассникам:

Татьяна Туровец.

— Хотите докажу, что и алгебра может вызывать гордость за родную страну?

Поначалу педагог с учениками разбирает график и свойства функции — все строго по программе 8‑го класса. Но всего один вопрос Татьяны Сергеевны решение задачек превращает в исследовательский квест: «Ребята, а сколько аудиторий в вашем лицее?» Сначала недоумение, угадывание, подсчеты вслух. Вроде же знают. У педагога встречное предложение: «Давайте выясним это через график и свойства функции...»

И понеслось. Вычислили количество кабинетов в лицее, Татьяна Сергеевна вызывает к доске:

— Тимур, а теперь выясним площадь вашего музея. Учителя не подсказывают.

— 55 квадратных метров! — Тимур победоносно выдает результат, полученный путем упорных математических вычислений. Можно не сомневаться, что площадь лицейского музея он уже никогда не забудет.

Потом считали, сколько районов в Гомельской области, сколько городских поселков. Нашли площадь Национального парка «Припятский». Узнали объемы добычи торфа и соли. Дети воодушевлены — перешептываются, смеются, затихают, тянут руки… Видели бы вы, с каким азартом в классе шли расчеты, ведь перед глазами не отвлеченный порядок цифр, а то, что окружает их. Восьмиклассники сами в шоке от того, сколько на математике сделали для себя открытий о собственном лицее и родном крае. Об этом и говорят после звонка:

— Такой математики у нас еще не было! Не только решали задачи, но и много нового узнали. Например, насколько масштабный Национальный парк «Припятский», сколько добывают ценных полезных ископаемых в Гомельской области.

Много ценного в педагогическую копилку с урока математики взяла и Екатерина Фурадеева, учитель математики Долголесской СШ Гомельского района:

Екатерина Фурадеева. 

— Увидеть, как работают лучшие педагоги, — ориентир для каждого наставника и ответы на актуальные запросы. Мы много говорим о межпредметной связи. Например, как математику увязать с географией, биологией, историей. И вот сегодня я увидела эту связь на уроке, как учитель совместил предмет и патриотическое воспитание. Хочется брать и делать в своем классе!

Татьяна Туровец уже для нас раскладывает по полочкам идею патриотического вау-эффекта. К слову, она реализовала ее в собственном тренажере-сборнике задач по алгебре для 8‑го класса «Познай Беларусь», который готовится к изданию. Рассказывает:
— Через тексты задач ребята могут открывать для себя район, область и страну, узнавать о достижениях, потенциале. С одной стороны, это знания о родном крае, с другой — понимание возможностей, гордость за Беларусь. Такие же задания я даю по истории Великой Отечественной войны. Убедилась, когда ребята работают с материалом, который им близок, вовлеченность в процесс обучения на порядок выше, а значит, сильнее и эффект от урока. Что может быть важнее?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Блажко, проректор по учебной работе Гомельского областного института развития образования, финалист республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь — 2006»:

— Идея создания областного клуба педагогов возникла в 2008‑м, после того как годом ранее появился республиканский клуб победителей конкурса «Учитель года Республики Беларусь». На старте «Зорнае крыло» объединяло всего девять педагогов. Сегодня это 87 лучших учителей области, победителей и призеров областных и республиканских конкурсов профмастерства. Выездная работа в районах — а мы побывали практически во всех — возможность делиться современным опытом, масштабировать его, показывать уникальные наработки и приобщать к конкурсному движению молодых учителей, пробуждать в них стремление к инновациям в образовании. Проект клуба служит развитию регионального образования в целом.

КСТАТИ

Ежегодно клуб «Зорнае крыло» совместно с областным институтом развития образования проводят летний фестиваль «Педагогические надежды» для молодых учителей, потенциальных участников будущих конкурсов. В этом году он состоится 20 — 23 июня.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter