Бизнес хочет отменить постановление Правительства № 666

Магия трех шестерок

Постановление Правительства № 666 привнесло немало неопределенности и сумбура в мир бизнеса
Постановление Правительства № 666 в предпринимательской среде прозвали дьявольским. Дело не в каком-то символичном совпадении его порядкового номера с именем библейского зверя Апокалипсиса, а в том, что в жизнь бизнеса  оно привнесло  немало неопределенности и сумбура. Документ, появившийся без предупреждений и характерных в таких случаях согласований с представителями деловых ассоциаций, для многих стал сюрпризом. Самое неприятное, что беспрекословно соблюсти все его положения вряд ли представляется возможным, поэтому бизнес предлагает поступить просто: взять да отменить его.  



В связи со вступлением в действие с 27 августа постановления № 666 юрлица и индивидуальные предприниматели обязаны в рамках административных процедур проводить гигиеническую экспертизу продукции зарубежного производства. То есть на все те товары, на которые прежде не надо было получать сертификаты соответствия санитарно-гигиеническим нормам, теперь они нужны. Дискомфорт от нововведений начали испытывать предприниматели, которые занимаются импортом весьма обширного перечня товаров — начиная от детских и заканчивая машинным маслом и автомобильными запчастями. К сожалению, постановление появилось, но конкретики по нему и, в частности, перечня товаров, которые будут проходить по новой процедуре, не было слишком долго. Поэтому вышло так, что предприниматели почти месяц просто не знали, куда бежать и за что хвататься, и только теперь начинают работать с сертифицирующими  органами. Но, к сожалению, очень быстро провести процедуры по конкретным партиям они уже не смогут. 

Чиновников, участвовавших в разработке постановления № 666, понять тоже можно. Они заботились о том, чтобы импортная продукция, поступающая на наши прилавки, была качественной, а население, покупающее ее, было полностью уверено в ее безопасности для своего здоровья. Но дело в том, что на все те товары, которые фигурируют в списках, существуют достаточно строгие технические регламенты Таможенного союза, несоблюдение которых и без того чревато для предпринимателей немалыми штрафами. Теперь же представители бизнеса говорят, что дополнительно проводимая санитарно-гигиеническая экспертиза означает лишь денежные траты, которые они по вполне разумной причине переложат на плечи потребителей.

В Минздраве опровергают перспективы роста цен. Равно как отмечают, что серьезных заторов у сертифицирующих органов возникнуть не должно. Просто для проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы импортной продукции будут приниматься протоколы лабораторных исследований, выполненные лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации. Срок действия такого протокола не должен превышать года с момента его оформления. Добросовестный импортер сможет воспользоваться этим документом и при выдаче санитарно-гигиенических заключений на последующие партии ввозимой продукции. Но это при условии, что не было изменений состава продукции, влияющих на гигиеническую безопасность, а также изменений гигиенических требований к продукции в технических нормативных правовых актах. Еще одно условие — наличие акта идентификации партии. Для импортеров бытовой техники, которые успели зарекомендовать себя как добросовестные субъекты бизнеса, протокол будет действителен в течение трех лет. Однако Мин-здрав предупредил:  если будет установлен факт несоответствия продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, импортер должен будет представлять протоколы испытаний каждой ввозимой партии продукции в полном объеме.

Насколько могут вырасти цены на импорт? Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского Жанна Тарасевич приводит буквально один пример: очень часто бывает так, что под импортный товар, который приезжает в нашу страну, предприниматели берут кредиты в банке. Уровень ставок совсем не маленький — 45—49 процентов годовых. Вот и получается, что месячный простой в итоге может вылиться в рост цены товара на 3—4 процента. У Максима Вола, руководителя отдела поставок ОДО «Канпол», совсем другие доводы: проверка каждой единицы товара — мероприятие, может, и не такое затратное (оно стоит от 0,5 млн  до 1,5—2 млн рублей), но если номенклатура большая, то расходы бизнеса, соответственно, очень сильно вырастут. Эти расходы тоже лягут на потребителей.

В постановлении № 666 есть еще одна сложность. Беларусь пошла на нововведения самостоятельно, без оглядки на партнеров по ЕАЭС, хотя появление такого законодательства противоречит букве договора этой организации. Но в бизнес-союзах указывают на другой проблемный момент: постановление, с одной стороны, вводит дополнительные административные барьеры для организаций, легально осуществляющих предпринимательскую деятельность, с другой — открывает возможность для черного импорта, нелегального и неконтролируемого ввоза товаров и их реализации физическими лицами за наличный расчет.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter