Магия куклы...

На видном месте в моей "кунсткамере", в застекленном шкафу, - коллекция кукол.
На видном месте в моей "кунсткамере", в застекленном шкафу, - коллекция кукол. Среди них старая, потрепанная кукла моей старшей дочери, японская фарфоровая кукла с закрывающимися глазами, в богатом шелковом кимоно и в миниатюрных "гэта" (японской женской обуви в виде маленьких скамеечек), изображающая инопланетянина кукла на шарнирах, сделанная для мультипликационного фильма. Интерес к куклам появился у меня после одного странного разговора с замечательным мастером-кукольником, делавшим кукол к самым известным, самым любимым детским анимационным объемным фильмам советской эпохи, - Олегом Масаиновым.

Сидели мы как-то в его мастерской на студии "Союзмультфильм" и лениво, необидно пикировались, перебрасываясь насмешками и шуточками. Следует заметить, что Олег, или, как называли его друзья, переиначив фамилию на греческий лад, Масамион, был человек насмешливый и даже где-то желчный. За словом в карман не лез, был аккуратен, худ и себе на уме.

Я спросил его, почему он, взрослый и умный дядька, выбрал себе такую забавную профессию и всю жизнь играет в куклы? Не слишком оригинальный вопрос, согласитесь. Но уж коль скоро задал, так задал... Честно говоря, на дурацкий свой вопрос ожидал получить ответ хлесткий и даже заранее съежился, зная, что Олег не спускает шуточек над своим ремеслом, к которому относился с огромным пиететом. Однако едкого ответа не последовало. Олег поглядел на меня странным каким-то взглядом и серьезно эдак, словно наставник надоедливому и бестолковому ученику, пояснил: "Куклы - живые. В них душа живая. Кукла связывает нас с эзотерическим миром. Несет в себе информацию, которая настроена на наше подсознание. Кукла - существо мистическое, и играть в куклы, как вы, господин мой, соизволили выразиться, дело ответственное и даже, я бы сказал, в чем-то опасное. Те, кто, как вы выразились, всю жизнь "играет в куклы", это хорошо знают и шутить по этому поводу никогда не позволят ни себе, ни таким остолопам, как вы". Ну, на "остолопа" я не очень обиделся, поскольку, как я успел уже вам доложить, Олег Масаинов был человеком хоть и едким, но вовсе не злым. Тем более что сам-то я осознал - отповедь вполне заслужил, задав ему, как бы помягче сказать, не очень уместный и не очень умный вопрос. Однако с тех пор стал приглядываться к куклам, к людям, которые занимались куклами профессионально, стал собирать информацию, касающуюся кукол, и вообще стал примечать, откладывать в отдельный ящичек памяти все, что касалось кукол.

Ну, например, однажды в Риге в студии другого великого советского режиссера кукольного кино Арнольда Буровса, онемев от изумления, наблюдал, как он работает со своими куклами. Надо сказать, что головки его кукол были выточены из липового дерева и, следовательно, мимикой "не владели". Однако - вот чудо! - только что кукла у Арнольда плакала, а чуть повернул - уже смеется. И разговаривал он с ними как с живыми существами, и спать укладывал после смены, и, приходя на работу, назавтра, будил их, здоровался и обсуждал с ними сцены, которые предполагал сегодня снимать. На осторожный вопрос, зачем он это делает, пояснял, что кукла должна осознать поставленную перед ней сегодня актерскую задачу и даже сверхзадачу. Может, поэтому Арнольд в своем искусстве кукольного мультипликатора достиг высот неимоверных.

Я чувствую, дорогой мой читатель, что вы недоверчиво поежились и подумали: а не морочишь ли ты нам головы, почтенный смотритель кунсткамеры, не валяешь ли дурака, не мистифицируешь ли?..

Ладно! А как вам такой пассаж из собранной мною коллекции высказываний и размышлений...

"В древности в Японии все предметы, созданные людьми, в том числе и куклы, наделялись магической силой, которая могла вызвать божественный дух, а иногда и сами предметы воспринимались как боги. Одним из основных атрибутов магии всегда были скульптуры, которые являлись пластическими изображениями отвлеченных образов". (Гото Хадзимэ. "Нихон гэйноси нюмон". С. 26.)

Это в Японии, скажете вы. У них там много всяческих чудес, которые нам невнятны...

Ну, хорошо, оставим в покое Японию. Скажите мне, сделайте милость, вы никогда не задумывались над тем, почему дети, еще не научившись ходить, не научившись говорить "мама", уже реагируют на кукол, уже пытаются общаться с ними? Никогда не задумывались над тем, что памятники, которые мы возводим замечательным людям на площадях наших городов, скульптурные надгробия, которые ставим на могилах близких, по сути - те же куклы или, чтобы никого не обижать, тотемы, кумиры, связывающие нас, живущих, с предками и передающие эзотерическую информацию о нас потомкам? А саркофаги с портретными изображениями усопших фараонов в древнеегипетских захоронениях, что это такое? А распятия христиан, которые являют чудеса? А изображения Будды? А тотемы американских индейцев или деревянные и каменные истуканы язычников - это что такое, как не магические, пусть своеобразные, но - куклы? Добро бы их создание было присуще какой-либо одной религии, можно было бы списать на некие национальные особенности, однако тотемы, истуканы, памятники, надгробия известны всем религиям, значит, они явление всечеловеческое, явление, связанное и связывающее нас, сущих, с таинственными и мистическими силами, о которых мы вроде бы забыли, но которые тем не менее живут в подсознательной нашей памяти.

Возникает вопрос, можно ли, используя магическую силу, заложенную в изображение человека, в куклу, воздействовать на самого человека? Вопрос не праздный, поскольку понятие наведения порчи путем воздействия на изображение человека встречается довольно часто и в художественной литературе, и в быту многих народов. Во времена инквизиции, охоты на ведьм этот вопрос даже не возникал. Колдунов отлавливали и безжалостно поджаривали на кострах. Мракобесы, конечно!..

Но все-таки, все-таки... Ведь были и факты, достаточно точно документированные. Ну, например...

Во французских хрониках упоминается несколько громких процессов по делам о колдовстве с использованием кукол. Так, в 1578 году была сожжена на костре признанная колдуньей Лоретта Дюшато. Ей приписывалось наведение порчи на людей с помощью восковых кукол. В XVIII веке в Англии был отправлен на эшафот маг и чернокнижник Джек Галахер, пойманный в момент преступного деяния. Он с помощью куклы и иголок отправил на тот свет богатого лондонского булочника Криса Мартина. Известны подобные случаи и в наше время. Например, покойный гаитянский диктатор Франсуа Дювалье был черным магом вуду. Он неоднократно втыкал иголки в восковые фигурки, изображавшие знаменитую актрису Элизабет Тейлор. В результате таких магических манипуляций, как считают сведущие люди, у кинозвезды так расстроилось здоровье, что она более 70 раз попадала в больницу. Можно, конечно, посмеяться и сказать: "Пить надо было меньше знаменитой Элизабет, реже бы попадала в лечебницы, где помогают избавиться от алкоголизма". Может, и так, не стану спорить, но информация существует.

Однако приведу цитату из серьезного искусствоведческого исследования Е.Коренберга "Виды представлений театра кукол".

"...Прежде чем выйти на театральные подмостки, куклы "дземон" помогали людям как посредники между ними и высшими силами и прошли путь, на котором они служили магии и чародейству, являясь пластическими изображениями. В момент обряда они присутствовали в образе скульптур, которые воспринимались как живые, хотя первоначально не обладали механическими движениями. А оживлять их мог лишь тот, кто был допущен к тайне - жрец".

И далее из того же исследования: "Жрецы-мико, произнося заклинания, не просто держали перед собой куклу, они манипулировали ею. На глазах у публики мертвая материя оживала, наполнялась жизнью, обретала качества человеческой природы, несла в себе эмоциональный заряд и оказывала воздействие на окружающих. Обычные на вид деревянные предметы становились носителями удивительных качеств, приобретали особые свойства".

Ну как тут не вспомнить замечательного кукольника Арнольда Буровса, который тоже относился к куклам как к живым существам, и поэтому они у него "становились носителями удивительных качеств и приобретали особые свойства".

Кукла, которую покупаем мы своему ребенку; кукла, которая, случается, остается у него как память о детстве на долгие взрослые годы; кукла, с которой встречается наш ребенок на излюбленном детьми зрелище, в кукольном театре; кукла, которая оживает на экране в анимационном фильме, когда-то делавшаяся из липовой чурочки, а теперь начиненная самой сложной электроникой... Какой бы она ни становилась, какие бы фокусы нашего железного, простите, электронного века ни усложняли ее средоточие, она все равно остается игрушкой, забавным подобием человека, подобием, несущим в себе и добрые, и злые начала. Однако не будем забывать: ни добро, ни зло не присущи самой кукле - ведь, что ни говори, сшита она из простых кусочков материи, головка ее вылеплена из глины, вырезана из дерева или отлита из пластмассы. Следовательно, ничего сверхъестественного в ней быть не может - все, что сверх естества, в нее закладывает сам человек. Если человек добр и ласков - кукла будет служить добру и нести с собой добрую энергию. Если человек зол и жесток...

Однако не будем об этом... Остановимся на доброй ноте. Проснувшись поутру, давайте добрым взглядом поглядим на нашу дочку или внучку, которая, разрумянившись от детских счастливых сновидений, обнимает прикорнувшую рядом с ней на подушке любимую свою куклу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter