Магистры: дай дорогу!

Вслед за реформой общеобразовательной школы настал черед кардинальных преобразований в высшей.
Вслед за реформой общеобразовательной школы настал черед кардинальных преобразований в высшей. Об ожидаемых в образовательной сфере переменах шла речь на недавнем совещании ректоров белорусских вузов. В частности, было объявлено, что к 2009 году все высшие учебные заведения страны без исключения станут готовить бакалавров и магистров. Кроме того, вполне возможно, уже в конце нынешнего учебного года вместо традиционных экзаменов будущим выпускникам общеобразовательных школ предложат пройти обязательное централизованное тестирование, а вузам, опять же в обязательном порядке, - принять его результаты.

Итак, начнем с новаций, ожидаемых в мае - июне. Несмотря на относительно спокойный ход минувшей вступительной кампании, руководство главного образовательного ведомства страны по-прежнему озабочено проблемой: как обеспечить максимально справедливые и равные условия поступления для всех абитуриентов. Ответ напрашивается сам собой: нужен единый государственный экзамен. Похоже, белорусским школьникам до него один шаг. Скорее всего, как сообщил министр образования Александр Радьков, 3 выпускных экзамена - по русскому и белорусскому языкам и математике - будут заменены тестами.

Особых проблем с переходом на новую форму проверки знаний возникнуть не должно, считает, в свою очередь, принявший участие в совещании ректоров председатель КГК Анатолий Тозик, возглавлявший госкомиссию по контролю за ходом вступительных экзаменов: аргумент очевидный и поэтому веский - количество желающих протестироваться год от года растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Минувшей весной участвовать в тестировании изъявило желание около 60 процентов "без пяти минут абитуриентов". Большинство сдававших тесты представили сертификаты о централизованном тестировании на суд предметных комиссий, почти две трети из этих ребят стали студентами. Не исключено, добавил Анатолий Тозик, что следующим летом знания участников тестирования будут оценивать специальные межвузовские приемные комиссии. А чтобы новая форма ревизии знаний не оказалась для будущих абитуриентов неожиданностью, председатель Комитета госконтроля настоятельно рекомендует школам активно использовать тесты в течение учебного года. Надо сказать, что некоторых ректоров смущает такая логика событий. По их мнению, прежде следовало бы серьезно продумать содержание тестов. Ведь понятно, что по уровню подготовки абитуриенты, скажем, сельскохозяйственного университета отличаются от претендентов на диплом экономиста-международника. Причем, если принять в расчет все нюансы учебного процесса в сельских школах, уровень знаний их выпускников оставляет желать лучшего по вполне объективным причинам.

Впрочем, централизованное тестирование - не единственное новшество, которое может найти отражение в правилах приема-2004. В этом году государственные контролеры обнаружили немало разночтений между утвержденными Министерством образования едиными правилами приема и внутривузовскими вступительными нормами. Так вот, правила вступительной игры, отметил Анатолий Тозик, и в самом деле должны быть едиными, причем разработать их нужно не позже декабря - чтобы и вузы, и потенциальные абитуриенты могли изучить их с чувством, с толком... То, что многие новоиспеченные дипломированные специалисты со студенческой скамьи прямиком попадают на биржу труда, ни для кого уже не новость. Увы, нынешний год не исключение. Поэтому теперь так называемые контрольные цифры приема во всех вузах будут определяться исключительно на основании кадровых прогнозов, сделанных тем или иным министерством. Практика проведения вступительных испытаний в два потока, по мнению руководства Комитета госконтроля, себя оправдала. Если сегодня вернуться к одновременному приему во все вузы, региональные университеты и институты столкнутся с проблемой недобора студентов. И здесь нет никакой дискриминации, резонно заметил Анатолий Тозик: понятно, что в элитных вузах вроде БГУ или лингвистического университета так или иначе будут учиться лучшие. Однако и тем, чьи знания на "элитарность" не тянут, но позволяют конкурировать при поступлении в другие учебные заведения, тоже нужно предоставить шанс. Под вопросом на сей раз целевая подготовка. Известно немало случаев, когда под маркой "целевиков" на учебу направляют "своих людей". В любом случае выпускникам-бюджетникам первое рабочее место предоставляется по распределению, целесообразно ли при таком раскладе сохранять целевой набор? Немало вопросов у государственных контролеров вызывает работа филиалов и представительств зарубежных учебных заведений, а также отдельных белорусских, едва ли не круглогодично ведущих набор на заочную форму обучения...

А теперь о более отдаленной перспективе: бакалавриате и магистратуре. По большому счету, сегодня ясно только одно: бакалавр шагает через учебные тернии к диплому 4 года, а магистр - 6. При этом такое промежуточное звено, как специалист, со счетов пока тоже никто не списывает. Одолевают, однако, сомнения, а не возникнут ли у будущих бакалавров проблемы с трудоустройством? Ведь если на подходе более квалифицированные во всех отношениях специалисты и магистры, зачем работодателю наемный работник, подготовленный "по сокращенному варианту"? К тому же непонятно: что из ныне существующих учебных программ бакалавру пригодится, а что нет? У каждого вуза на этот счет особое мнение. Единого положения о бакалавриате и магистратуре нет, хотя, по мнению ректоров, надобность в таковом возникла, как говорится, еще вчера. Да и вообще: какой смысл говорить о деталях подготовки "разноуровневых" специалистов, если не ясно, что конкретно и в каких объемах будут изучать школьники в лицейских классах? Словом, вопросов пока больше, чем ответов. С одной стороны, в эпоху преобразований это естественно, с другой - не хотелось бы задержаться в стадии реформенного долгостроя.

фото Артура ПРУПАСА "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter