Магистром можешь ты не быть — специалистом стать обязан

В Беларуси готовится новый закон “О высшем образовании” Авторитет высшего образования в Беларуси за последнее десятилетие значительно вырос. Сегодня в вузах страны обучается порядка 397 тысяч студентов. По этому показателю мы занимаем лидирующие позиции среди других государств. Но всегда ли количество соотносится с качеством? Этим вопросом задаются и парламентарии. На весенней сессии им предстоит обсудить во втором чтении законопроект “О высшем образовании". Что ждет нас с принятием нового законодательства о высшей школе? Об этом корреспонденту "НГ" рассказал председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимир ЗДАНОВИЧ.

— Владимир Матвеевич, насколько мне известно, проект закона “О высшем образовании” находится в парламенте уже четвертый год. Почему так затянули с его принятием?
— Действительно, это самый сложный из документов, с которыми работает наша комиссия. Если помните, он даже отзывался из Палаты представителей по указанию главы государства. Несколько раз его пытались отклонить. Все дело в том, что долгое время структуры, причастные к созданию закона, не могли прийти к единому мнению о развитии системы высшего образования. На сегодняшний день согласованы все положения с правительством, с центром законопроектной деятельности. Нет существенных разногласий с Администрацией Президента. Так что, думаю, на предстоящей сессии мы данный закон примем.
— Насколько он важен для общества? Ведь существует Закон об образовании, и до сих пор он устраивал всех.
— Законопроект “О высшем образовании” необходим как регулятор отношений в системе высшей школы. Здесь очень много спорных моментов и нюансов. Взять, к примеру, вопрос о том, сколько должно быть ступеней высшего образования. После долгих дискуссий мы пришли к выводу, что система должна быть двухуровневой: специалист с высшим образованием и магистр. То есть если молодой человек, закончив вуз, захочет продолжить научную деятельность, он может поступить в магистратуру.
Государство гарантирует гражданам получение качественного высшего образования, поэтому деятельность вузов всех форм собственности должна строго контролироваться. С принятием закона назначать ректоров частных вузов будет министр образования по представлению учредителя. Кроме того, сокращен срок обязательной аккредитации новой специальности с пяти до двух лет.
— Какие новшества коснутся преподавателей и студентов?
— За последние пять лет количество студентов в Беларуси увеличилось более чем на 100 тысяч, а число преподавателей практически не изменилось. Естественно, нагрузка на них резко возросла, у преподавателя не остается времени на научную деятельность, на самосовершенствование. Поскольку все это отражается на качестве знаний, разработчики закона внесли предложение о том, что количество студентов на дневной форме обучения не должно превышать 10 человек на одного преподавателя. Кроме того, закреплена норма о размере зарплаты преподавателя вуза. Она должна быть в полтора раза выше, чем в среднем по промышленности.
Более 20 пунктов закона защищают права студентов.
В частности, им предоставляется компенсация на случай найма жилья при отсутствии места в общежитии, дается право оформить академический отпуск, если нет денег на оплату учебы.
— Правда ли, что, если молодой специалист откажется ехать работать по распределению, он должен вернуть деньги, затраченные государством на его учебу?
— Это касается тех, кто учился на дневной форме обучения и на бюджетной основе. Они должны отработать после окончания вуза не менее двух лет по месту, определенному комиссией вуза. Между прочим, в ранее принятом постановлении правительства определен широкий перечень уважительных причин, при которых выпускник вуза может отказаться от распределения и при этом не возмещать затраченные на его учебу средства. В случае же отказа по неуважительной причине он должен возместить государству полную стоимость обучения. На сегодняшний день это порядка 1700 долларов в год.
— Можно предположить, что перспектива обязательной отработки отпугнет часть выпускников средних школ от бесплатного дневного обучения, иными словами, возрастет число студентов на платной основе?
— Не все могут самостоятельно оплатить учебу. Кроме того, сегодня рынок труда достаточно насыщен, многие специальности уже не востребованы в той мере, как это было раньше. В итоге молодые люди с дипломами остаются без работы и не видят возможности трудоустроиться иначе как через распределение. Для них гарантия первого рабочего места, несомненно, жизненно важна.
— Кстати, а где, на ваш взгляд, качество обучения выше: в государственных или частных вузах?
— Я не ставил бы так вопрос. Мы всегда считали, что высшее образование необходимо для обеспечения потребностей народного хозяйства в специалистах высокого уровня. А теперь на первый план почему-то вышла такая категория, как сфера услуг. Мол, если я заплатил за учебу, то мне в любом случае должны выдать диплом. Понимаете, если молодой человек пришел в вуз, неважно какой формы собственности, без искреннего желания получить полноценное качественное образование, он его не получит. Если же он нацелен на знания и понимает, насколько они важны для него, он своего добьется, даже если вуз будет сопротивляться.
— Что еще нового готовят парламентарии в сфере образования?
— На предстоящей сессии во втором чтении будет рассматриваться проект закона о внесении дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам установления подлинности документов об образовании. По данным МВД, факты подделок есть, и они не единичны. Оказывается, на территории сопредельных с нашей страной государств работают целые синдикаты по изготовлению “левых” дипломов.
Если у работодателя возникнут обоснованные сомнения в подлинности документов об образовании, он может направить соответствующий запрос в Министерство образования Беларуси. У нас есть соглашения со многими странами на межгосударственном уровне о взаимном признании дипломов. Есть также службы, которые выявляют подлинность документа, выданного в той или иной стране.
Кроме того, в ноябре текущего года планируется внесение в Палату представителей Кодекса об образовании. Если мы его примем, то станем второй страной в мире после Франции, где будет такой концептуальный документ.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter