Магистр — звучит гордо

Минувший год, можно без преувеличения сказать, ознаменовался важным событием в деятельности высшей школы республики. Была разработана и постановлением Совета Министров утверждена Концепция внедрения двухступенчатой подготовки специалистов с высшим образованием. Следует также отметить, что подготовлен проект единого Макета образовательного стандарта Республики Беларусь “Высшее образование. Специальность. Квалификация. Академическая степень”, который распространяется на разработку образовательных стандартов бакалаврской и магистерской подготовки специалистов. И работа в этом направлении уже ведется. В настоящее время магистерская подготовка осуществляется в 16 вузах, находящихся в подчинении Министерства образования, и некоторых ведущих вузах других министерств, в которых обучается около 1000 магистрантов. Белорусский государственный университет, можно сказать, является экспериментальной площадкой по апробации этой системы (в 2001 году по нему было отдельное постановление Совета Министров). О ходе эксперимента мы попросили рассказать проректора БГУ по учебной работе В.В.САМОХВАЛА.

Минувший год, можно без преувеличения сказать, ознаменовался важным событием в деятельности высшей школы республики. Была разработана и постановлением Совета Министров утверждена Концепция внедрения двухступенчатой подготовки специалистов с высшим образованием. Следует также отметить, что подготовлен проект единого Макета образовательного стандарта Республики Беларусь “Высшее образование. Специальность. Квалификация. Академическая степень”, который распространяется на разработку образовательных стандартов бакалаврской и магистерской подготовки специалистов. И работа в этом направлении уже ведется. В настоящее время магистерская подготовка осуществляется в 16 вузах, находящихся в подчинении Министерства образования, и некоторых ведущих вузах других министерств, в которых обучается около 1000 магистрантов. Белорусский государственный университет, можно сказать, является экспериментальной площадкой по апробации этой системы (в 2001 году по нему было отдельное постановление Совета Министров). О ходе эксперимента мы попросили рассказать проректора БГУ по учебной работе В.В.САМОХВАЛА.

— У нас подготовлена учебно-методическая документация. По каждой специальности разработаны по три учебных плана: первый рассчитан на четыре года — подготовка специалистов первой ступени, второй — традиционный, пятилетний, и третий — подготовка магистров, это 6 лет, — отметил Виктор Васильевич. — В соответствии с болонской декларацией (ее еще называют объединенной декларацией министров образования европейских государств), которая принята в 1999 году, высшее образование должно состоять из двух циклов: начинающего и завершающего. Начинающий цикл — это не обязательно бакалавриат, это просто первая ступень высшего образования, но ее выпускник должен быть готов к выполнению своих профессиональных обязанностей. По этой же декларации выпускник, обучавшийся на второй ступени, должен закончить обучение с присвоением ему академической степени магистра. Магистр — это элитный специалист с высшим образованием. Во многих странах считают, что он должен быть готов к научно-педагогической деятельности. Это определено и постановлением Совета Министров от 24 мая 2001 года. А в следующем постановлении, принятом в 2002 году, добавлено, что магистр должен быть готов и к руководящей деятельности. Это требование должно повлиять на содержание учебного плана подготовки магистров. Кроме дисциплин, связанных с педагогикой высшей школы и ведением научного эксперимента, очевидно, необходимо ввести также и управленческие дисциплины. Или сделать потоки: часть ребят готовить к научно-педагогической деятельности, а часть — к управленческой.

— Уже разработан и утвержден макет образовательного стандарта подготовки бакалавров, по магистрам он появится в этом году. Почему не одновременно?

— В концепции внедрения двухступенчатой системы высшего образования отмечается, что массовый переход на эту систему планируется в 2010 году. А до этого идет поэтапная разработка нормативной базы и проведение эксперимента. С принятием Закона “О высшем образовании” можно будет более уверенно работать: создавать образовательные стандарты, программы. Ведь, пожалуй, главное — уверенность, что все это понадобится.

— Но, Виктор Васильевич, часто можно услышать: “Зачем вообще нужны бакалавры?..”

— Если так подходить, то нам не нужны специалисты с высшим образованием. А в соответствии с болонским процессом бакалавр должен быть подготовлен к работе по своей специальности. Сегодня в нашей стране по этому вопросу имеются различные точки зрения. Но с принятием Закона “О высшем образовании”, надеюсь, дискуссии будут завершены.

— Двухступенчатая система высшего образования — не наше изобретение. Как она появилась?

— Это возникло в странах с массовым высшим образованием, когда рынок затребовал большое число специалистов с высшим образованием и в то же время появилась необходимость в элитных специалистах. Их нужно меньше, но достаточно: согласно мировой практике таких выпускников вузов должно быть до 30 процентов. И этот подход заложен в нашей концепции. Конечно, в каждом вузе может быть по-разному, но в среднем по стране цифра должна быть примерно такой. Сегодня страны Западной и Центральной Европы, все бывшие республики Советского Союза строят свои образовательные программы по двухступенчатой системе. Введение двухступенчатой системы обусловлено не столько стремлением вписаться в международное образовательное пространство, сколько новыми экономическими условиями. Сама же двухступенчатая система образования расширяет возможности граждан получить высшее образование такого уровня, который им доступен, который им сегодня необходим. И мы должны создать им для этого условия. Но следует отметить, что объединенная декларация не призвала все в одну минуту реформировать. Этот процесс проходит постепенно и не во всех университетах сразу. Например, в Португалии сегодня 5-летняя первая ступень, она называется лицензиат. И тем не менее там магистратура двухгодичная. В небольшом университете Авейро при 12 тысячах студентов 700 магистрантов. А у нас в БГУ 18 000, а магистрантов на сегодняшний день примерно 180.

— И в каких сферах могут быть востребованы магистры?

— Есть виды деятельности, где специалистов нужно готовить через магистратуру. Мы уже упоминали о таких важных сферах, как научно-педагогическая и управленческая деятельность. А вообще специалисты с такой подготовкой нужны во всех сферах. Тут надо планировать, сколько в науку надо, сколько — для высшей и средней специальной школы, сколько — в органы управления и т.д.

— Еще важный вопрос. С появлением бакалавров и магистров потребуются изменения в Общегосударственный классификатор “Специальности и квалификации”.

— Классификатор создан для обычных специалистов с 5-летним обучением. Отдельно для первой и второй ступени не указаны должности, которые они могут занимать. Может, и нет необходимости делать дополнительный классификатор. Министерство труда в свое время подготовило постановление, в соответствии с которым выпускники магистратуры могут сразу после окончания занимать должности специалистов второй категории, без обязательного стажа. Может, этим и ограничиться, ведь выпускники разные бывают. Не каждого сразу можно назначать на высокую должность. Это зависит от уровня подготовки и желания работать. Я не вижу особой необходимости создавать две огромные книги отдельно по должностям, которые могут занимать бакалавр и магистр. Если понимать, что бакалавр — специалист с высшим образованием, то он может занимать любую должность, требующую высшего образования, и никаких ограничений в его служебной карьере быть не должно. Но если мы говорим, что магистр должен заниматься научно-педагогической деятельностью, тогда да, для бакалавра должны быть ограничения. А в условиях производства, если он повышает квалификацию, проходит переподготовку, то почему мы должны ограничивать его в профессиональном росте? Но если “пятилетнего” специалиста упраздним, то, вероятно, понадобится какой-то документ о сферах применения выпускников каждой ступени, но это не обязательно должен быть классификатор.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter