Маэстро и его Альт

Крупнейшим культурным событием в Минске станет II Международный фестиваль Юрия Башмета, на котором соберутся мировые звезды классической музыки...
Крупнейшим культурным событием в Минске станет II Международный фестиваль Юрия Башмета, на котором соберутся мировые звезды классической музыки. Это произойдет уже совсем скоро: с 17 по 23 сентября. Концерты пройдут в Больших залах Дворца Республики и Белгосфилармонии.

Юрий Башмет, народный артист СССР — величайший музыкант, получивший всемирное признание и авторитет. Он сумел сделать невероятное — в XX веке открыть альт как солирующий инструмент. За выразительную игру и блестящий артистизм, умение воссоздать почти зримые образы с помощью звука слушатели нередко воспринимают маэстро как Паганини нового времени. Появление на афишах его загадочного профиля служит гарантией переполненных залов и ажиотажа публики. Его с восторгом принимали в самых лучших залах мира: Карнеги–холл (Нью–Йорк), Барбикан (Лондон), «Ла Скала» (Милан), Концерт–гебау (Амстердам), Большом зале Московской консерватории... Маэстро знаменит и как дирижер, основатель нескольких прославленных коллективов — камерного оркестра «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Башмет вошел в историю искусства как непревзойденный мастер, исполнитель и интерпретатор музыкальных произведений разных стилей — от эпохи барокко до наших дней. Для него написаны и ему посвящены более 50 произведений современных композиторов для альта. Самое новое на сегодняшний день — только что написанное сочинение известного белорусского композитора Галины Гореловой. Его премьера состоится на II Международном фестивале Юрия Башмета.

Но какова личность мастера, каково его отношение к искусству, к музыке, которой он преданно служит всю жизнь? Что чувствует он в те особые моменты, когда достигает крайнего напряжения? Обратимся к его книге «Вокзал мечты», где он говорит об этом:

— Начал я играть, и вдруг возникло ощущение — странное, удивительное: будто кто–то взял меня за руку и повел за собой. Мне самому, чувствовал я, ничего и не надо делать, кроме как слушаться своего невидимого, таинственного «поводыря»; надо только идти по предначертанному им пути и ни во что не вмешиваться... Все, что я делал тогда на сцене, было где–то высоко–высоко НАД этим, НАД — вы понимаете? Над моими планами, интерпретаторскими замыслами. Словно играл не я, а кто–то водил моей рукой... Это было почти нереальное, буквально «обжигающее» приближение к идеалу.

Однажды во время радиопередачи у Юрия Башмета спросили, что помогает ему в творчестве. Он тогда ответил:

— Я знаю, что энергия, которая мне сопутствует и как бы кормит меня, — это энергия светлая. Это я давно выяснил. А кто помогает — я думаю, что моя мама, которой нет уже очень много лет. Но она продолжает, как звезда, меня вести...

Удача на сцене рождает у артиста ощущение полноценного присутствия в жизни, а все, связанное с бытом, кажется несущественным, неважным... Главный интерес для него — это творчество. Альт, верный помощник и проводник всех творческих замыслов, — вторая после матери большая любовь Юрия Башмета. Удивительному инструменту посвящено много размышлений, рассуждений, воспоминаний и наблюдений — подчас совершенно фантастических.

— Да, да, — утверждает Юрий Башмет, — именно так; инструмент не только подчиняется исполнителю, но и сам диктует ему свой стиль, свою манеру. Хороший инструмент обязательно имеет свое лицо, свою душу, свою историю, свою энергию... Никто на самом деле не знает, что такое альт. Его невозможно подогнать под какое–то точное определение. Действительно, что это такое? Разные альты настолько отличаются по тону, что просто–таки не верится, что они сконструированы по одному образцу. Стоит закрыть глаза — и вы услышите звучание: иногда скрипки, иногда виолончели, но каждый раз чуть–чуть иное. Альт — совершенно мистический, очень таинственный инструмент. Но если преодолеть все его сложности и заключить с ним «союзный договор», то с альтом происходит метаморфоза, как с Золушкой. Он становится инструментом–аристократом!

Любимый альт музыкант воспринимает как живое существо. Он считает, что характер инструмента должен соответствовать характеру исполнителя — и наоборот. То есть они должны подойти друг другу, это — обязательное условие совместной работы.

А узнал о своем альте мастер впервые... во сне. Однажды ему приснилось, что он играет на изумительном инструменте в большом концертном зале, и люди вокруг шепчут: «Какое изумительное звучание!» (Тогда Юрий учился на первом курсе, концертов и конкурсов у него еще не было.) На следующий же день профессор Борисовский сказал ему по телефону: «Приезжай. Твой итальяшка тебя ждет».

— Вот мистика! — поразился музыкант. — Мне приснился сон — и тут же сообщение!

Именно этот альт и стал его другом на всю жизнь. С ним связано множество разных историй. Маэстро, например, рассказывает о том, что альт его очень ревнив. В поездки Башмет нередко берет с собой двойной футляр, где рядом с альтом укладывает скрипку. Ну это альт еще терпит. Но когда музыкант играет на скрипке, что бывает редко, он обижается и дает об этом знать. Например, начинает немножко шипеть при игре...

А однажды, когда Башмету пришлось везти фотографа с его женой и те отвлекли его своей суетой, музыкант «на минутку» поставил инструмент на крышу автомобиля, да так и поехал. Ну тут уж вышла история прямо по Гоголю: в какой–то момент он вдруг видит, что альт несется по дороге, как ракета на воздушной подушке. А футляр совсем тоненький... И вдруг какой–то парень ловит его и бросает на тротуар... Ужас! Нетрудно представить шоковое состояние артиста: инструменту больше двухсот лет! И вот что, вспоминает Юрий Башмет, было дальше:

— Я добежал, взял футляр, сел в машину и осторожно взял альт за шейку. Смотрю — не рассыпался. Оказалось, что даже не расстроился.

...Как–то Юрий Башмет взял в руки альт Моцарта и обнаружил, что это — родной брат его инструмента! И тот и другой сделал мастер Паоло Тестори из Милана.

— У меня 1758 год. А у него — старше на три года. Невероятное совпадение! И я своему альту не изменяю, это бессмысленно; иначе он мне тоже начнет изменять... Мы с ним все прошли. Все конкурсы и концерты, которых уже немало сыграно, и все мировые премьеры, как, например, мой сольный концерт в «Ла Скала» в Милане или концерты в Мюзикферайн в Вене, в Большом зале Московской консерватории и в Ленинградской филармонии. Так что это настоящий творческий союз, и не только творческий, но и душевный, человеческий. Очень, очень важный союз. Уже пора отмечать юбилей — 30 лет вместе. Это больше чем серебряная свадьба на 5 лет. А самому альту уже скоро 250 лет.

Вот такие удивительные истории из жизни Маэстро и Альта. А любящее сердце музыканта на самом деле вмещает еще очень многое: прекрасных друзей–музыкантов, замечательную семью, разные города:

— Я давно и преданно люблю Париж. И конечно — Львов. Люблю так, как любят детство, маму. Но, наверное, больше всего на этом свете все–таки люблю Москву.

Ирина МОРИХ, музыковед.

Фото ИТАР-ТАСС.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter