Трамп рассказал о планах на первые сто дней президентства

Made in USA

Избранный президент США Дональд Трамп обнародовал план первых 100 дней своего президентства. Скандальных обещаний типа стены с Мексикой он пока не подтвердил, но намекнул на хакерскую угрозу из России и пригрозил осадить лоббистов. Уже из нынешних заявлений очевидно: США ждут значительные перемены.



Свой план республиканец Дональд Трамп обнародовал в формате двухминутного видео, выложенного на онлайн–ресурсе YouTube. В нем избранный президент рассказал, какие указы он собирается издать в первые 100 дней своего президентства.

Главный принцип, которым, по словам Трампа, руководствовались его советники при работе над планом, — это «Америка прежде всего».

«Добыча стали, производство автомобилей, лечение болезней — я хочу, чтобы следующее поколение инноваций развивалось прямо здесь, на нашей великой родине, в Америке», — говорил Трамп. Судя по плану, Трамп намерен подвергнуть сильной ревизии политику нынешнего президента США Барака Обамы. Дональд Трамп подтвердил, что он намерен уже в первый день работы на посту президента добиться выхода страны из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Он сказал, что ТТП является потенциальной катастрофой для США и скоро Соединенные Штаты будут вести торговые сделки лишь в двустороннем порядке. По мнению Трампа, подобные действия вернут рабочие места и промышленное производство обратно в США.

Дональда Трампа много критиковали за его необычные и экстравагантные идеи, но в данном случае он попал в самую точку. Более половины американских промышленников намерены рано или поздно вернуть производственные мощности из развивающихся стран в Штаты, показало исследование Boston Consulting Group (BSG). Число тех, кто активно переводит производство на родину, стабильно растет.

Процесс этот начался не сегодня. Еще в 2010 году Барак Обама заявил о необходимости реиндустриализации экономики США. Самое обидное для уходящего президента заключается в том, что именно он первым оценил экономическую целесообразность возвращения американских компаний домой.

Заслуга же Трампа состоит в том, что он уловил не только экономический, но и социально–политический тренд. Он прочувствовал глубокие корни этого явления, превратив экономику реиндустриализации в высокую политику. И не прогадал — миллионы американцев его поддержали.

Эра аутсорсинга, который стал причиной ликвидации промышленного производства — а с ним и миллионов рабочих мест — в США, похоже, подходит к концу. Решоринг — процесс возврата ранее выведенных за рубеж производств — становится главенствующей тенденцией.

Китайский фактор


Это не значит, что транснациональные корпорации решили сделать подарок американскому среднему классу. Дело в том, что за прошедшие десятилетия вырос и окреп другой средний класс — в Китае. Китайские работники тоже стали квалифицированными. Они не хотят больше работать за гроши, и себестоимость производства значительно выросла. Демографические и экономические перемены в Китае привели к тому, что он перестал быть страной с дешевой рабочей силой.

Низкая зарплата перестала быть его конкурентным преимуществом, а для ТНК — важным критерием перемещения производительных сил в Азию.

Сланцевая революция


На привлекательности США как центра промышленного производства сказалась и «сланцевая революция», позволившая увеличить добычу нефти и газа в стране. Так как американские нефть и газ запрещены к экспорту, цены на энергоресурсы на внутреннем рынке заметно снизились. «Дешевизна газа и нефти на внутреннем рынке США и Канады означает, что промышленные компании имеют преимущество по цене энергии 60 — 70 процентов по сравнению с конкурентами в Китае, Японии, Южной Корее или Европе. Долгосрочная перспектива низких цен уже привлекает промышленные компании инвестировать в расширение мощностей в Соединенных Штатах. В результате дешевый газ может стать локомотивом реиндустриализации США», — рассказал научный сотрудник Peterson Institute for International Economics Филип Верледжер.

Производственный патриотизм


Немаловажен и еще один фактор. Интерес к возврату производственных мощностей в Америку возник после мировой рецессии. Действующий с февраля 2009 года Акт о восстановлении экономики включал в себя протекционистский пункт о том, что любые общественные работы, которые претендуют на средства антикризисного фонда, должны вестись с использованием стройматериалов отечественного производства. Позднее это вылилось в кампанию Buy American, поддерживаемую президентом Бараком Обамой.

Все большее число граждан США из патриотических соображений стараются покупать больше товаров, сделанных дома. А когда потребители едины в своих стремлениях — это мощная сила. 

Они возвращаются


Тенденции на возврат производств в развитые страны способствовали и другие факторы. Во–первых, развитие технологий потребовало привлечения скорее высококвалифицированной, чем дешевой рабочей силы. Это прямо подтверждает и доклад BCG: 74% респондентов при возврате заводских мощностей в Штаты руководствовались именно доступом к рабочим высокой квалификации.

Для других отраслей на первое место выходит технологическое первенство США. Инвестиции промышленных компаний в такие новые технологии, как 3D–печать, робототехника и цифровое производство, снижают издержки и делают производство на месте более выгодным. Как результат, 72% американских компаний — участниц опроса BCG сообщили, что планируют инвестировать в автоматизацию или другие передовые технологии производства в ближайшие пять лет.

Сейчас американские компании, которые долгие годы расширяли свое производство за границей — Caterpillar, General Electric, Ford... — возвращают его в США. Это будет способствовать возвращению и расширению производства пластмасс, резинотехнических изделий, электрического оборудования и электроники, коммерческого и жилищного строительства...

В итоге реиндустриализация США может оказаться главным локомотивом американской экономики до конца нынешнего десятилетия.

Евросоюз сильно призадумался


В январе 2014–го Европейская комиссия выпустила специальное коммюнике «Европейский промышленный ренессанс», в котором призвала принять срочные меры для реиндустриализации Европы.

К 2020 году Евросоюз намерен довести долю промышленности в ВВП с 15 до 20%, и упор при этом делается именно на отрасли hi–tech. В частности, вернуть свои производства на территорию Старого Света планируют такие промышленные гиганты, как Philips, Siemens, Alcatel–Lucent, Ericsson.

В заключение следует заметить, что Беларусь никогда не останавливала развитие собственной промышленности, и теперь важнейшей задачей является максимальное использование своих конкурентных преимуществ.

(По материалам зарубежных экономических агентств.)

Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter