Мадам Клинтон атакует

Бывшая первая леди США не собирается сходить с дистанции Несмотря на то что Барак Обама уже вовсю меряется мускулами с «тяжеловесами» республиканской партии, намекая на то, что он «вырос» из борьбы с Хиллари Клинтон и билет на ноябрьские выборы ему обеспечен, бывшая первая леди не собирается сдаваться. Она, похоже, эмоционально оправилась от проигрыша в Северной Каролине и последовавшей атаки журналистов, которые практически «похоронили» ее как кандидата, – во многом благодаря победе в Западной Вирджинии.

Съезд демократической партии состоится в августе, там скорее всего и решится вопрос о едином кандидате от демократов. Клинтон собирается идти до самого конца, надеясь больше на съезд и голоса «суперделегатов», из которых еще 200 не определились в своих предпочтениях.
В последние два месяца Клинтон особенно яростно изобличает своего темнокожего противника. Указывая на то, что Обама молод и неопытен, она заявляет, что он не готов решать вопросы большой политики или отстаивать интересы США на международной арене.
В то же время Клинтон постоянно обращает внимание избирателей и делегатов на свой богатый опыт в международных делах: в качестве первой леди она посетила около 80 стран, встречалась со многими иностранными лидерами и политиками и поэтому знает лучше, какого пути должна придерживаться Америка в общении с другими странами.
Если не брать в расчет ее придуманную историю про обстрел во время визита в Боснию и Герцеговину, а также невнятную попытку вспомнить имя Дмитрия Медведева во время телевизионного шоу, то словам Клинтон вполне можно верить. При этом ее главная цель – «восстановить международную репутацию США». В первую очередь Клинтон собирается закончить войну в Ираке, «эффективно бороться с терроризмом», снизить зависимость США от импортной нефти, а также начать диалог с противниками на международной арене – не так много отличий от того, что предлагает Обама.
В отношении России Клинтон заявила, что сконцентрируется на попытках «повлиять на роль этого государства в международных делах” и ее вряд ли будут занимать вопросы отхода России от принципов демократии. Но если вспомнить, что на роль руководителя внешнеполитического ведомства при Клинтон прочат Мадлен Олбрайт или Ричарда Холбрука, ее слова уже не воспринимаются с энтузиазмом.
Оба претендента связаны не только с президентством Билла Клинтона (Олбрайт была госсекретарем в его администрации, а Холбрук занимал высокие дипломатические посты), но и с временами довольно агрессивной международной политики США, в том числе в отношении России.
Россия интересует Клинтон в первую очередь как государство, которое может помочь в решении вопросов «высокой государственной важности» для Соединенных Штатов – в борьбе с ядерными амбициями Ирана, сокращении ядерных вооружений России, а также достижении дипломатического решения по Косову. В то же время Клинтон не хочет позволять Москве «создавать проблемы на Ближнем Востоке» или «обижать соседей».
Видимо, ее подпись под предложенной Обамой резолюцией сената США в поддержку вступления Украины и Грузии в НАТО можно как раз понимать как выражение особой симпатии «обиженным соседям России». Не так давно Клинтон обронила в интервью: «Я не думаю, что как президент США смогу взмахнуть рукой и сказать русским, что им нужно другое правительство».
Это, наверное, должно россиян  успокаивать. Но перспективы развития российско-американского диалога при администрации Хиллари Клинтон вполне характеризует выдержка из ее статьи в журнале Foreign Affairs: «Было бы ошибкой видеть в России одну лишь угрозу. Но мы должны понимать, что наши возможности воспринимать Россию как партнера зависят от того, что она выберет – укрепление демократии или возвращение к авторитаризму и вмешательству в региональные дела».
Тем временем шансы, что мы увидим Клинтон президентом США, тают на глазах. Проявление упорства не может исправить плачевную ситуацию: она не только отстает по результатам праймериз и по количеству голосов «суперделегатов», но успела потерять преимущество в перспективах схватки с кандидатом от республиканцев Джоном МакКейном. Последнее всегда ставило Клинтон в более выигрышную позицию, даже несмотря на неудачи в праймериз, – ее сторонники указывали, что у нее гораздо больше шансов победить МакКейна, чем у Обамы.
Но недавние результаты опроса, проведенного по заказу телекомпании ABC, показали, что ситуация изменилась не в пользу Клинтон: теперь Обама получает 51 процент голосов против 44, которые отдают МакКейну. В паре Клинтон – МакКейн Хиллари поддерживают 49 процентов респондентов, а кандидата от республиканцев – 46.
При таком положении дел становится очевидным, что для демократов более эффективным было бы объединиться вокруг одного из двух кандидатов – того, который победил в большинстве штатов, который набрал большее количество голосов и делегатов и имеет больше шансов победить МакКейна в ноябре.
Для демократов опасна тактика, которую выбрала Клинтон: изобразить Обаму непатриотичным, слишком молодым и более склонным удовлетворять интересы элиты. Продолжая так действовать, она отправит на дно не только Обаму, но вместе с ним и всю демократическую партию. Такое поражение демократы уже пережили в 1968 году, когда раскол привел к приходу в Белый дом республиканца Ричарда Никсона.
Кандидат от партии в перспективе должен выбрать себе «кандидата на должность вице-президента», и в США многие всерьез начинают выступать в поддержку пары Обама – Клинтон. Дело в том, что они разделили электорат на две вполне четкие группы: Обаму поддерживают в основном молодые, темнокожие, более зажиточные и образованные избиратели, в то время как за Клинтон голосует белый рабочий класс, женщины среднего и пожилого возраста и менее образованные американцы.
Если голоса за двух кандидатов объединятся, это гарантирует союзу Обамы и Клинтон «билет мечты» на ноябрьских выборах и победу кандидата от демократов.
В противном случае вполне возможно, что и после ноября администрация США останется республиканской – во главе с «ястребом» МакКейном.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter