М + Ж

Выход новой пластинки «Африка» одной из самых популярных наших рок–групп «БЕЗ БИЛЕТА» мы решили использовать в качестве повода для собственного творческого эксперимента...

Выход новой пластинки «Африка» одной из самых популярных наших рок–групп «БЕЗ БИЛЕТА» мы решили использовать в качестве повода для собственного творческого эксперимента. Нельзя сказать, что совместная работа мужа и жены над общим альбомом — большая редкость в рок–н–ролле. Однако идея объединить под рубрикой «Контрвью» мужской и женский взгляды на музыкальный процесс показалась симпатичной как авторам диска, так и авторам газеты. В назначенный час Виталий Артист и Татьяна Кушнер были «допрошены» с пристрастием в разных углах редакции. И вот что из этого вышло...


По уши в музыке


Накануне интервью с Виталием Артистом пиар–менеджер группы «Без Билета» Виктор Поздняков принес в редакцию тепленький, еще не поступивший в продажу диск. Сколько вам требуется времени, чтобы хорошенько расслушать очередную пластинку любимого коллектива? Я обычно ставлю диск на повтор в течение нескольких дней. Поэтому, когда Виталик пришел на встречу, из моих колонок разливалось:


«Ууу–а, без солнца не весело.


Ууу–а, уедем, и все дела» — припев песни «Антициклон». По всей вероятности новый хит «ББ».


— А есть другая музыка? — деловито спросил Артист. — А чаем угощаешь? О, ты книжки на английском языке читаешь?


Виталий как ураган носился по моему кабинету, перебирал предметы на моем рабочем столе и вносил творческий хаос в хмурое осеннее утро. Я сразу не поняла, зачем Артист попросил «сменить пластинку». Может, устал человек от собственных песен... Предложила послушать мантры в исполнении Снатам Каур (в надежде, что собеседник немного «заземлится»). Оказалось, Артист просто был смущен тем, что кто–то сторонний слушает его новый труд. Через пару минут мы уже слушали пластинку «Африка» вдвоем.


— Тебе–то самому нравится? — спрашиваю доверительным тоном.


— Мне очень! — глаза Виталика загораются. — Вот послушай, какая в «Желтых светофорах» винтажная гитарка! Как у Юрия Антонова! А вот песня — «Страна приливов» — это же классический «медляк», как Nothing else metters «Металлики», понимаешь? А «Антициклон» напоминает старые советские фильмы... и все такое солнечное, живое...


— А почему винтаж? Почему назад, а не вперед?


— Мне больше нравится считать, что мы движемся по спирали, ведущей вверх. И винтаж в нашем случае — это не какое–то там старье, а ее новый виток. В каждой песне этого альбома мы шли за тем, куда вела нас сама песня. Где–то чуть больше проявилась попса, где–то рэгги. Мы этому не препятствовали. Мы переосмысливаем что–то из прошлого, что кажется нам интересным, и вплетаем это в наше сегодняшнее мироощущение.


— Звучание «Африки» сильно отличается от стиля предыдущей пластинки. А зачем? Ведь «Кино» оказалось очень успешной работой. И, кажется, слушателям тот ваш стиль еще не приелся. Сознательно идете на риск?


— Вот ты намекнула, что «Африка» тебе понравилась меньше, чем «Кино». А у меня перед глазами пронеслись месяцы в студии, репетиции, муки и радости творчества, как, говорят, проносится жизнь перед глазами умирающего. И мне немного странно это слышать... Впрочем, пора бы уже привыкнуть. Когда мы разослали песню «Мечтатели» с прошлого альбома по нашим радиостанциям, нам пришли следующие отзывы: «Мы не можем это взять в ротацию, потому что песня слишком медленная», «...слишком быстрая», «...слишком веселая», «...слишком грустная», зато спустя полгода ее вдруг стали без проблем крутить все радиостанции. Или, например, когда вышел диск «Кино», многие, как ты сейчас, говорили: «Ну что это? Вот предыдущий альбом был крутой. А этот какой–то подозрительный»... Так что, думаю, тут должно пройти время, оно и рассудит. Я верю, что это не альбом–однодневка. Как что–то неожиданное, он многих настораживает, это нормально. Такие вещи, как правило, медленно заходят, зато потом и остаются надолго. Конечно, если бы для нас была важна только коммерческая составляющая, можно было бы просто катиться на волне «Кино». Но самовыражение и творческий поиск для нас не менее важны, чем гонорары за выступления.


— Ты сейчас вертишь в руках свою пластинку с такой любовью. А завтра ее уже кто–то выложит в интернет... И ты снова смотришь это «кино» про то, сколько сил было потрачено на производство? И сердце кровью обливается?


— Это реалии наших дней. Сам выкладывать не стану. Но и не собираюсь запрещать «скачивать». Дело в том, что другой модели шоу–бизнеса мы и не видели, нет такого опыта. Как и все группы в сегодняшней системе координат, мы зарабатываем концертами, а диски работают больше как промо.


— А что из последних релизов, кроме «Без Билета», тебя порадовало? Ты вообще следишь за музыкальным процессом?


— Почитываю специализированные онлайн–журналы... Но, бывает, музыку могу не слушать неделями. Устаю от звуков. А новинки... Это ты имеешь в виду Muse, Placebo, Tori Amos, да?


— Ну и «Сплин» еще...


— «Сплин» только один раз пока прослушал. Понравился. Буду еще слушать.


— Практически все песни ты пишешь с женой Татьяной. Расскажешь, как это происходит?


— Лучше не буду. Это же магия, там все очень хрупко. Могу сказать лишь, что мы часто ссоримся и спорим в процессе. Но побеждает всегда песня. И это не какое–то ограниченное во времени занятие. Песни пишутся круглосуточно, даже во сне. Часть сознания всегда в музыке. У меня так точно...


Беседовала Анна ШАДРИНА, «СБ».

 

 

Великие таланты зреют медленно


А в это время, пока Виталий и Анна развлекались — систематизировали «Африку», — на берегу прохладной реки жизни сели мы в обнимку с Татьяной Кушнер (женой Артиста), и я прослушала дивный и чистый монолог ее о том, куда выносят женщину волны творческого замужества.


— Режиссура — это мужское занятие. Нужен особый склад ума, жесткость, собранность. Все женщины, которые чего–то добиваются в этом вопросе, имеют в анамнезе маленький гормональный сбой. Раньше я снимала клипы для группы «Без Билета», но потом пришлось сделать перерыв ради появления двух дочерей (вот тут нас мужчины и «делают»). Сейчас я снова интересуюсь клипмейкерством. Параллельно, как на работу, ежедневно «хожу» в «Без Билета»: отвечаю за художественную часть коллектива. Фото, видео, дизайн, телефонные переговоры, съемки. Могу висеть над душой у мужчин–режиссеров, которые задерживают выпуск очередного клипа «Без Билета», торопить их, подбадривать.


Страдаю ли я комплексом Йоко Оно? К моему удивлению, наших ребят мое присутствие «на корабле» не раздражает. Скорее, наоборот: Виталик у нас — парень не всегда уравновешенный, гибкий... И часто мое присутствие помогает сгладить конфликтную ситуацию в коллективе.


Виталика так часто сравнивают с Сергеем Михалком, так часто говорят, что он его копирует. Поэтому их совместный дуэт в альбоме «Африка» — песню «Красному диску солнца» — я восприняла не сразу, поначалу даже звучание этой песни не переносила. Но Виталик очень давно мечтал о совместной работе с Михалком... И вот прошло какое–то время, и я понимаю, что  песня «Красному диску солнца» получилась. Понимаю также, насколько они все–таки непохожи, Артист и Михалок.


Недавно у нас сломался холодильник. И я сказала: «Виталик, нам нужно купить новый холодильник». А он ответил: «Можно старый починить». Так и сделали, а на сэкономленные деньги купили фотообъектив. Мы вообще не очень интересуемся новомодной мебелью, коврами, шторами. Зато постоянно обновляем свои камеры, фотоаппараты, компьютеры, и нам все мало. Виталик — самый настоящий гаджет–маньяк. Есть мужья, которые втайне от жен сидят на порносайтах, а у меня муж сидит на сайтах, посвященных новинкам техники. Я менее подвержена болезненной гонке за новинками. Я вообще не люблю бегать. И когда Виталик по утрам бегает в парке, мы с дочерьми там степенно прогуливаемся.


Есть семьи вроде моего брата — там все должно быть четко. Ужин по расписанию, обед из пяти блюд, иначе все обижаются. Мне в этом смысле с Виталиком повезло. В отношении быта он совершенно расслаблен, никогда ничего не требует от меня.


Я дарю Виталику вещи, которые его могут спасти, уберечь: например, куртку зимнюю или шапку... Он не замечает многого во внешнем мире, живет, конечно же, музыкой. Она у него на первом месте.


Мой сольный альбом Mannequin вышел благодаря Виталику. Это он меня заставил его записать и выпустить наконец. Хотя работала я над этим проектом много лет и еще столько же над ним сидела бы, раскачивалась... 12 ноября в «Реакторе» на концерте «Без Билета» я представлю несколько новых песен из своего сольного проекта.


Часто в подсознании людей сидит какая–то жаба, которая не дает им правильно и адекватно оценивать продукт, сделанный в Беларуси. Вот слышу я группу, и она мне очень нравится. Но если я вдруг узнаю, что это наши ребята, местные, мне что–то сразу мешает признаться им в том, какие они обалденные. Так что я с этим борюсь.


Известность «Без Билета» растет с каждым днем, я это ощущаю по фидбэку — обратной связи. Слава интернету — а то как бы еще мы узнали, что нас уже слушают в Праге и Ялте, Нью–Йорке и Якутске, в Австралии и Нигере. Это круто.


Есть одна японская пословица: «Великие таланты зреют медленно». Мне такой подход нравится. «Без Билета» никогда не переживали некоего прорыва: группа взрослеет и аудитория расширяется постепенно, день за днем. С годами мне все больше нравится заниматься этим проектом. Мы продолжаем работать, только сейчас не нахрапом и детской наглостью будем брать, а качественной поп–музыкой.


Слушала Виктория ПОПОВА, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter