«М» и «Ж»

Прокуратура Гомельской области обнаружила дискриминацию в рекламе о приеме на работу

Прокуратура Гомельской области обнаружила дискриминацию в рекламе о приеме на работу


«Сторож–вахтер», «охранник торгового зала», «директор магазина стройматериалов»... На интернет–сайте кадрового агентства изучаю объявления о работе. Заполучить телефон работодателя стоит 2 тысячи рублей за минуту разговора. Дороговато для безработного... Особенно когда на десятом звонке в организацию слышишь: «Уже приняли». Но что делать?


Из всего списка менеджеров, торговых агентов, консультантов меня привлекал лишь директор магазина стройматериалов. Но... рисковала засыпаться на всякого рода «постформингах» и «сайдингах». Надежнее, пожалуй, начать с вахтера.


— Это работа для мужчин, — радушно встречает кадровик госпредприятия. — На вышках надо стоять, переохлаждения возможны.


— Не волнуйтесь, я морозоустойчивая, — следую советам психологов не пасовать по пустякам.


— Хорошая физическая форма нужна, — барышня пытается достучаться до моего разума.


— Могу сдать нормы ГТО и принести справку, — чуток преувеличиваю, но ведь ради работы стараюсь!


— Зарплата — 250 тысяч рублей!!! — теряет надежду кадровик.


— Что же вы сразу не сказали?..


В магазине, где требовался охранник торгового зала, заметно удивились женскому голосу: «Ищете работу для мужа?» На мои заверения в том, что в совершенстве владею приемами каратэ, поспешно ответили: «Спасибо, мы уже взяли»... Попытала я телефонного счастья в барменах, автослесарях, водителях. В первом случае не вписалась по возрасту — до 25. Во вторых двух — не удалась полом.


Негласное присутствие профессионального деления на «мужские» и «женские» специальности — в рекламе сплошь и рядом. Одно дело, когда нужны девушки для обучения танцам стрип–дэнс, гандболистка в женскую команду или няня — маленькому ребенку, и совсем другое — автослесарь или менеджер. Кто сказал, что дама, владеющая подобной специальностью, справится хуже мужчины? Та же, к слову, несправедливость светится между строк и в отношении сильного пола. Почему секретарь (по умолчанию — девушка приятной наружности), посудомойка или уборщица? Думаете, мужчинам эти работы удаются хуже, если захотят? Было бы желание зарабатывать на семью доступными способами... А такие объявления сразу отталкивают потенциальных соискателей рабочего места: мол, не берут, нужно менять пол.


Возраст и вовсе отдельная тема... Читаешь объявления и понимаешь — ошиблись законодатели: на пенсию нужно отправлять в 35 лет, потому что старше этой планки работник уже не нужен. В рекламной газете только одна из двух десятков вакансий допускала «до 40 лет».


Не спорю, наверное, работодателю виднее, кто лучше может исполнить заданную «профессиональную» миссию. А с другой стороны, надо бы понимать и тех, кто ищет работу. Ведь многих соискателей, не видев в глаза, еще на стадии объявления лишают права — по полу и возрасту — продемонстрировать свой потенциал.


Оказалось, «м» и «ж» в рекламе не только лишено справедливости, но еще и противозаконно. В прокуратуре Гомельской области мне это объяснили: понятно и на примерах. Здесь заинтересовались темой дискриминации при приеме на работу, проверив одно из крупных изданий региона. Отталкивались от статей Трудового кодекса, где прописано черным по белому: в предложениях о трудоустройстве не должно быть разделения на мужчин и женщин, за исключением особых случаев.


— В одном из номеров газеты было размещено более 30 объявлений, в которых среди требований к наемному работнику безальтернативно указывалась половая принадлежность: «мужчина», «женщина», «девушка». Это — недопустимая законом дискриминация по половому признаку, — результатами исследований информационного пространства делится Виталий Сахарчук, начальник отдела областной прокуратуры. — Объявления касались профессий, для которых такие различия и предпочтения ничем не мотивированы: менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, продавец, отделочник изделий из древесины, повар, гардеробщик и другие. Если женщина и мужчина способны выполнять предлагаемую работу, обладают нужными профессиональными навыками — пол не основание для отказа.


Прокуратура предложила управлению торговли и услуг Гомельского облисполкома, отвечающему за порядок на рынке рекламы, провести проверку по этой теме всех изданий региона. Тем временем Конституционный Суд в своих последних решениях пошел еще дальше: признал необходимым внести дополнения в Трудовой кодекс, включив возраст и место жительства в число дискриминационных обстоятельств, которых не должно быть в предложениях о трудоустройстве...


О том, что законопослушные работодатели уже отреагировали, рассказали в Гомельском городском управлении по труду, занятости и социальной защите. В заявках о вакансиях, подаваемых в центр занятости, сейчас практически не встретишь подобных оговорок. Другое дело, что в реальности наниматель всегда найдет повод отказать, держа в уме «пол», а вслух проговаривая: «Мы вам позвоним» или «Уже взяли». Но малый шанс у безработного все–таки появился — игнорируя половые, возрастные и географические преграды, попасть в кабинет и убедить потенциального начальника в своей исключительной незаменимости.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter